Становление личности – это длительный и сложный процесс, включающий в себя несколько важных фаз. Рассмотрим их подробнее.
Первая фаза: младенчество и раннее детство
Первые годы жизни имеют ключевое значение для формирования базового доверия к миру. Ребенок полностью зависит от родителей, и то, насколько надежной и заботливой окажется среда в этот период, определяет дальнейшее развитие личности.
Важнейшие задачи этой фазы:
- создание эмоциональной привязанности между ребенком и родителями
- формирование чувства защищенности и доверия к окружающему миру
Если ребенок не получает достаточно заботы и внимания на этом этапе, у него складывается так называемая базовая тревожность, что осложняет последующее развитие.
Вторая фаза: дошкольный возраст
В 3-6 лет активно развивается воображение ребенка, растет потребность в общении со сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – ролевая игра. Играя, дошкольник учится выстраивать отношения с другими детьми, брать на себя различные социальные роли.
Ключевые задачи развития в этой фазе:
- освоение базовых навыков общения
- развитие воображения и символического мышления
- формирование идентичности и образа «Я»
На этом этапе закладывается фундамент будущей личности – самооценка, отношение к миру, способы взаимодействия с другими людьми. Поэтому очень важна поддержка и одобрение значимых взрослых.
Третья фаза: младший школьный возраст
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. У него появляется новая социальная роль ученика, возрастают требования к интеллектуальному развитию, дисциплине и ответственности.
Важнейшие задачи этого периода:
- адаптация к систематическому обучению
- усвоение этических норм и правил
- развитие произвольности поведения и внимания
От того, насколько успешно ребенок справится с этими задачами, зависит формирование таких личностных качеств как трудолюбие, дисциплинированность, умение учиться.
Четвертая фаза: подростковый возраст
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов становления личности. Ребенок активно взрослеет: у него появляется интерес к своей внешности, к противоположному полу, к вопросам морали и справедливости.
Главные задачи этой фазы:
- поиск идентичности и выстраивание ценностной системы
- формирование автономии и отделение от родителей
- установление зрелых отношений со сверстниками
Для здорового развития в этом возрасте важна поддержка родителей при одновременном предоставлении свободы и самостоятельности подростку в принятии решений.
Пятая фаза: ранняя юность
К 18-20 годам человек физически созревает, и его личность во многом сформирована. Однако по-прежнему идут активные процессы самопознания, определения жизненных целей, выбора профессии и построения отношений.
В этой фазе важно:
- завершить профессиональное и личностное самоопределение
- выстроить зрелые романтические отношения
- обрести финансовую независимость от родителей
Успешное прохождение этой фазы является фундаментом для дальнейшей самореализации человека во взрослой жизни.
Шестая фаза: молодость
Период с 20 до 40 лет называют молодостью или ранней взрослостью. На этом этапе человек активно реализует себя в профессии, создает семью, растит детей.
Ключевые задачи развития в этой фазе:
- построение карьеры
- создание прочных отношений с партнером
- рождение и воспитание детей
Успешное прохождение этого этапа во многом зависит от того, насколько четкие жизненные цели были сформулированы человеком в предыдущих фазах становления личности.
Седьмая фаза: средний возраст
К 40 годам большинство людей достигают определенной стабильности в карьере и личной жизни. Однако нередко в этот период приходит ощущение, что многие мечты так и не исполнились, а потенциал не реализован.
Важнейшие задачи развития в среднем возрасте:
- переосмысление жизненного пути и целей
- преодоление возможного личностного или семейного кризиса
- обретение мудрости и душевной зрелости
Успешное прохождение этой фазы во многом определяет, насколько осмысленной и наполненной будет вторая половина жизни человека.
Восьмая фаза: поздняя взрослость
После 60 лет наступает период оценки прожитой жизни, подведения ее итогов. Многие выходят на пенсию, начинают больше времени уделять хобби и общению в семейном кругу.
Главные задачи этой фазы развития:
- адаптация к выходу на пенсию
- нахождение нового смысла в жизни
- поддержание активности и социальных связей
От того, насколько эффективно и осмысленно пройдены предыдущие этапы становления личности, зависит обретение мудрости и душевного покоя в поздние годы.
Девятая фаза: старость
Старость, как правило, наступает после 75 лет. В этот период снижается физическая активность человека, он нуждается в бóльшей заботе и поддержке со стороны окружающих.
Основные задачи последней фазы жизни:
- поддержание жизненного тонуса и активности
- укрепление связей с близкими людьми
- принятие собственной жизни как целостности
Главное на этом этапе – обрести душевный покой и ощущение завершенности своего жизненного пути, вне зависимости от того, сколько еще отведено лет.
Десятая фаза: уход
Завершающей фазой жизни является подготовка к уходу из этого мира. Примирение с неизбежностью смерти позволяет достойно прожить последние дни и гармонично завершить свой жизненный цикл.
Главные задачи этого периода:
- принятие приближающейся кончины
- завершение незаконченных дел
- прощание с близкими
Если все предыдущие фазы формирования личности были пройдены более-менее благополучно, человек способен встретить смерть спокойно, без сожалений и тревог.