Десять фаз становления личности: подробное описание

Становление личности – это длительный и сложный процесс, включающий в себя несколько важных фаз. Рассмотрим их подробнее.

Первая фаза: младенчество и раннее детство

Первые годы жизни имеют ключевое значение для формирования базового доверия к миру. Ребенок полностью зависит от родителей, и то, насколько надежной и заботливой окажется среда в этот период, определяет дальнейшее развитие личности.

Важнейшие задачи этой фазы:

  • создание эмоциональной привязанности между ребенком и родителями
  • формирование чувства защищенности и доверия к окружающему миру

Если ребенок не получает достаточно заботы и внимания на этом этапе, у него складывается так называемая базовая тревожность, что осложняет последующее развитие.

Вторая фаза: дошкольный возраст

В 3-6 лет активно развивается воображение ребенка, растет потребность в общении со сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – ролевая игра. Играя, дошкольник учится выстраивать отношения с другими детьми, брать на себя различные социальные роли.

Ключевые задачи развития в этой фазе:

  • освоение базовых навыков общения
  • развитие воображения и символического мышления
  • формирование идентичности и образа «Я»

На этом этапе закладывается фундамент будущей личности – самооценка, отношение к миру, способы взаимодействия с другими людьми. Поэтому очень важна поддержка и одобрение значимых взрослых.

Третья фаза: младший школьный возраст

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. У него появляется новая социальная роль ученика, возрастают требования к интеллектуальному развитию, дисциплине и ответственности.

Важнейшие задачи этого периода:

  • адаптация к систематическому обучению
  • усвоение этических норм и правил
  • развитие произвольности поведения и внимания

От того, насколько успешно ребенок справится с этими задачами, зависит формирование таких личностных качеств как трудолюбие, дисциплинированность, умение учиться.

Четвертая фаза: подростковый возраст

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов становления личности. Ребенок активно взрослеет: у него появляется интерес к своей внешности, к противоположному полу, к вопросам морали и справедливости.

Главные задачи этой фазы:

  • поиск идентичности и выстраивание ценностной системы
  • формирование автономии и отделение от родителей
  • установление зрелых отношений со сверстниками

Для здорового развития в этом возрасте важна поддержка родителей при одновременном предоставлении свободы и самостоятельности подростку в принятии решений.

Пятая фаза: ранняя юность

К 18-20 годам человек физически созревает, и его личность во многом сформирована. Однако по-прежнему идут активные процессы самопознания, определения жизненных целей, выбора профессии и построения отношений.

В этой фазе важно:

  • завершить профессиональное и личностное самоопределение
  • выстроить зрелые романтические отношения
  • обрести финансовую независимость от родителей

Успешное прохождение этой фазы является фундаментом для дальнейшей самореализации человека во взрослой жизни.

Шестая фаза: молодость

Период с 20 до 40 лет называют молодостью или ранней взрослостью. На этом этапе человек активно реализует себя в профессии, создает семью, растит детей.

Ключевые задачи развития в этой фазе:

  • построение карьеры
  • создание прочных отношений с партнером
  • рождение и воспитание детей

Успешное прохождение этого этапа во многом зависит от того, насколько четкие жизненные цели были сформулированы человеком в предыдущих фазах становления личности.

Седьмая фаза: средний возраст

К 40 годам большинство людей достигают определенной стабильности в карьере и личной жизни. Однако нередко в этот период приходит ощущение, что многие мечты так и не исполнились, а потенциал не реализован.

Важнейшие задачи развития в среднем возрасте:

  • переосмысление жизненного пути и целей
  • преодоление возможного личностного или семейного кризиса
  • обретение мудрости и душевной зрелости

Успешное прохождение этой фазы во многом определяет, насколько осмысленной и наполненной будет вторая половина жизни человека.

Восьмая фаза: поздняя взрослость

После 60 лет наступает период оценки прожитой жизни, подведения ее итогов. Многие выходят на пенсию, начинают больше времени уделять хобби и общению в семейном кругу.

Главные задачи этой фазы развития:

  • адаптация к выходу на пенсию
  • нахождение нового смысла в жизни
  • поддержание активности и социальных связей

От того, насколько эффективно и осмысленно пройдены предыдущие этапы становления личности, зависит обретение мудрости и душевного покоя в поздние годы.

Девятая фаза: старость

Старость, как правило, наступает после 75 лет. В этот период снижается физическая активность человека, он нуждается в бóльшей заботе и поддержке со стороны окружающих.

Основные задачи последней фазы жизни:

  • поддержание жизненного тонуса и активности
  • укрепление связей с близкими людьми
  • принятие собственной жизни как целостности

Главное на этом этапе – обрести душевный покой и ощущение завершенности своего жизненного пути, вне зависимости от того, сколько еще отведено лет.

Десятая фаза: уход

Завершающей фазой жизни является подготовка к уходу из этого мира. Примирение с неизбежностью смерти позволяет достойно прожить последние дни и гармонично завершить свой жизненный цикл.

Главные задачи этого периода:

  • принятие приближающейся кончины
  • завершение незаконченных дел
  • прощание с близкими

Если все предыдущие фазы формирования личности были пройдены более-менее благополучно, человек способен встретить смерть спокойно, без сожалений и тревог.

Комментарии