Деятельность человека в обществознании. Функции деятельности

Деятельность человека является важной темой в обществознании. В этой статье мы подробно рассмотрим, что представляет собой деятельность с точки зрения этой науки, какие бывают ее виды и формы.

Понятие деятельности в обществознании

Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он достигает сознательно поставленной цели, изменяя при этом и себя, и этот мир.

Основные признаки деятельности:

  • Наличие мотива (потребность, интерес)
  • Постановка цели
  • Выбор средств и способов достижения цели
  • Получение результата, удовлетворяющего потребность субъекта деятельности

В отличие от поведения животных, деятельность человека осознанна и целенаправленна. Человек выступает как субъект деятельности.

Структура деятельности

Структурными компонентами деятельности являются:

  1. Субъект деятельности – тот, кто ее осуществляет (отдельный человек, группа людей или общество в целом)
  2. Объект деятельности – то, на что направлен процесс деятельности (предметы, другие люди, общественные отношения и т.д.)
  3. Средства деятельности – орудия, с помощью которых она осуществляется
  4. Процесс деятельности – собственно действия субъекта
  5. Результат деятельности – продукт, который удовлетворяет потребность субъекта деятельности

Например, студент готовит курсовую работу. Он является субъектом учебной деятельности, а курсовая выступает ее объектом. В качестве средств он использует компьютер, библиотечные каталоги и т.д. Процесс – это собственно работа над текстом курсовой. А результат – готовая курсовая работа.

функции деятельности

Деятельность человека выполняет несколько важных функций.

Во-первых, с ее помощью человек приспосабливается к окружающему миру и удовлетворяет свои потребности.

Во-вторых, деятельность играет творчески-преобразующую роль: человек не только использует мир для своих нужд, но и активно изменяет его.

В-третьих, деятельность необходима для развития самого человека, его способностей и личности.

В-четвертых, она является условием существования общественных отношений.

Без деятельности невозможно нормальное развитие ни отдельного человека, ни общества в целом.

Классификация деятельности

Существует несколько оснований для классификации деятельности человека.

По характеру мотивации деятельность делится на игру, учение (познание), труд и общение. Это основные формы деятельности, характерные для человека.

По способу осуществления различают:

  • Практическую (материально-производственную) деятельность, результатом которой являются материальные блага
  • Духовно-практическую (интеллектуальную) деятельность, создающую духовные ценности

По характеру целей деятельность делится на производственную, политическую, правовую и др.

С точки зрения формы выделяют индивидуальную и совместную (коллективную) деятельность.

Отдельно можно выделить творческую деятельность, цель которой – создание принципиального нового, ранее не существовавшего продукта.

функции деятельности

Как мы уже отмечали ранее, деятельность человека выполняет целый ряд важнейших функций.

Во-первых, это приспособительная функция – человек приспосабливается к окружающей среде, изменяя ее и себя.

Во-вторых, творчески-преобразовательная функция – человек не просто использует мир, но и активно его изменяет согласно своим потребностям и целям.

В третьих, это развивающая функция – деятельность необходима для развития способностей самого человека.

И наконец, коммуникативная функция – деятельность является основой общественных отношений между людьми.

Что такое действие в обществознании

Действие – это элемент, составная часть деятельности. Это конкретные операции субъекта по осуществлению деятельности. Например, чтобы приготовить суп (деятельность), нужно выполнить такие действия как помыть и нарезать овощи, разогреть бульон и т.д.

Действия могут носить внешний характер (физические операции) и внутренний (мыслительные операции).

Совокупность действий образует процесс деятельности.

функции деятельности

Рассмотрим более подробно функции деятельности в обществознании.

  1. Приспособительная функция. Человек приспосабливает окружающий мир для удовлетворения своих потребностей, приспосабливаясь к нему. Это можно проследить на примере развития производства, строительства жилья, выращивания культурных растений и домашних животных.
  2. Преобразовательная функция. Человек не только использует окружающий мир, но и активно видоизменяет его посредством труда. Преобразуется ландшафт, формируется социальная, экономическая и духовная среда обитания людей.
  3. Развивающая функция. В процесс деятельности развиваются сам человек, его знания, умения, навыки, способности, мировоззрение.
  4. Коммуникативная функция. Деятельность включает общение и взаимодействие между людьми. Это позволяет формировать общественные отношения.

Таким образом, благодаря деятельности обеспечивается не только выживание человека, но и развитие личности и всего человеческого сообщества.

Динамика деятельности как процесса

Деятельность человека, как и любой другой процесс, имеет определенную динамику – она развивается и изменяется во времени. В ней можно выделить несколько стадий или этапов.

Начальной стадией любой деятельности является целеполагание. На этом этапе определяется конечный результат, на достижение которого будет направлена деятельность субъекта. Формулируется не только главная цель, но и ряд задач и промежуточных целей процесса.

Вторая стадия – планирование. На этом этапе происходит анализ сложившейся ситуации, определение имеющихся ресурсов, выстраивание плана и последовательности действий для достижения поставленных целей. Выбираются технологии, инструменты и средства осуществления деятельности.

Далее следует непосредственная реализация деятельности. Ее конкретное воплощение в виде системы взаимосвязанных действий и операций. На этом этапе определяющим являются исполнительские способности субъекта деятельности.

Контроль и коррекция – еще одна важная стадия. Полученные в процессе деятельности промежуточные результаты сопоставляются с поставленными целями и в случае отклонений вносятся изменения в процесс для устранения ошибок и недочетов.

И завершающей стадией является подведение итогов. Анализируется степень и качество достижения поставленной цели, систематизируются и обобщаются приобретенные в ходе деятельности знания и опыт. Оценивается эффективность использованных приемов, инструментов и технологий.

Мотивация в структуре деятельности

Мотивация играет ключевую роль на всех этапах осуществления деятельности. Без мотива не может возникнуть сам процесс деятельности.

На этапе целеполагания мотив переводится в осознанную потребность. Это побуждает выдвинуть определенную цель.

В ходе планирования мотив влияет на формирование задач и выбор средств деятельности.

На стадии реализации мотив определяет качество и интенсивность конкретных действий по достижению результатов деятельности.

При контроле и коррекции уровень мотивации влияет на степень удовлетворенности промежуточными результатами.

И на заключительном этапе роль мотивации состоит в формировании отношения к достигнутым результатам – удовлетворенности или неудовлетворенности ими.

Субъекты деятельности

Как мы отмечали ранее, субъектом деятельности может выступать как отдельный человек, так и различные социальные общности – группы людей.

В качестве субъектов деятельности могут выступать:

  • Индивидуум
  • Социальная группа (трудовой коллектив, семья и т.д.)
  • Классы и социальные слои
  • Социальные организации (предприятия, учреждения)
  • Народы и этносы
  • Человечество в целом

Степень сложности деятельности возрастает от уровня индивида к уровню социальных систем более высокого порядка. На каждом из этих уровней деятельность обладает своей спецификой.

Формы совместной деятельности

Любая деятельность в той или иной мере является совместной, поскольку она имеет социальную обусловленность. Но можно выделить непосредственно коллективные, или собственно совместные формы.

К ним относятся:

  • Соучастие – участники выполняют одинаковые действия рядом друг с другом
  • Взаимодействие – они выполняют разные дополняющие друг друга действия
  • Сотрудничество – наличие общих целей и согласованность действий между участниками

Высшей формой совместной деятельности является сотрудничество. Эффективное сотрудничество возможно лишь при налаженном межличностном взаимодействии и общении.

Комментарии