Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Без общения невозможно полноценное развитие личности, удовлетворение многих потребностей. Для понимания феномена общения в социальной психологии анализируют такие его компоненты, как содержание, цели и средства.
Содержание общения
Содержание цели и средства общения - это информация, которая передается от одного человека к другому в процессе общения. По содержанию выделяют следующие виды общения:
- Когнитивное - обмен знаниями, мнениями, идеями;
- Эмоциональное - обмен чувствами, настроениями, переживаниями;
- Поведенческое - обмен действиями, поступками;
- Ценностно-ориентационное - обмен ценностями, установками, интересами.
Таким образом, в процессе общения люди могут делиться самым разным содержанием - от фактической информации до глубинных переживаний и убеждений. Это содержание определяет характер и результаты общения.
Цели общения
Люди вступают в общение, преследуя те или иные цели. Среди основных целей общения можно выделить:
- Получение и передача информации
- Установление контактов
- Оказание воздействия на партнера
- Удовлетворение потребности в общении
В зависимости от конкретной ситуации и личных мотивов человека цели общения могут меняться. Например, беседа коллег во время обеденного перерыва может преследовать одновременно все перечисленные цели.
Цели общения во многом определяют его содержание, формы и средства.
Средства общения
Это способы кодирования, передачи и декодирования информации в процессе общения. К основным средствам общения относят:
- Вербальные (словесные) - язык, речь
- Невербальные: Визуальные - мимика, жесты, взгляд Паралингвистические - интонация, тембр голоса Пространственно-временные - позы, дистанция
- Технические - телефон, интернет и др.
Использование различных вербальных и невербальных средств позволяет добиться взаимопонимания с партнером по общению, донести необходимую информацию.
Факторы, влияющие на эффективность общения
На то, насколько успешным и продуктивным будет общение, влияют различные факторы. К ним относятся:
- Особенности коммуникативных способностей участников общения. К таким способностям относится умение ясно выражать мысли, слушать и слышать собеседника, эмпатия.
- Знание правил и норм общения, принятых в данном социуме.
- Уровень развития мышления и речи.
- Компетентность участников общения в обсуждаемом предмете разговора.
- Личные симпатии или антипатии общающихся.
Преграды в общении
На пути к эффективному общению может встречаться множество преград. Понимание этих барьеров позволяет найти пути их преодоления.
Типичными преградами, возникающими в общении, являются:
- Неумение слушать и слышать собеседника.
- Перебивания и монологи вместо диалога.
- Предвзятость и необъективные оценки высказываний собеседника под влиянием стереотипов.
- Невнимание к невербальным сигналам партнера по общению.
Для преодоления барьеров в общении ключевым моментом является изменение собственного отношения к партнеру и беседе в целом.
Формы общения
По форме контакта различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает непосредственный контакт между партнерами лицом к лицу. Косвенное же осуществляется через привлечение посредника либо технического средства.
По количеству участников выделяют:
- Межличностное общение (диады, триады)
- Групповое общение (команды, коллективы, аудитории)
- Массовое общение (выступление перед широкой аудиторией)
Типы общения
В зависимости от целей и сфер жизни различают следующие типы общения:
- Межличностное
- Семейное
- Дружеское
- Деловое
- Ролевое
Каждый из этих типов общения имеет свою специфику в плане норм, ценностей и ожиданий участников. Понимание этих особенностей позволяет выстраивать общение максимально эффективно.
Гендерные различия в общении
Существуют определенные различия в коммуникативном поведении мужчин и женщин. Так, для мужского стиля общения более характерны:
- Стремление к доминированию в беседе
- Ориентация на решение конкретных задач
- Использование монолога
- Рациональность, логичность аргументации
В женском общении чаще проявляются:
- Ориентация на собеседника и поддержание контакта
- Эмоциональность
- Предпочтение диалога
- Интуитивное постижение смыслов
Понимание этих различий, учет гендерных особенностей партнера может оптимизировать процесс общения.
Национальный фактор в общении
Эффективность общения во многом зависит от знания и учета национальных особенностей коммуникативного поведения. К примеру, для русского коммуникативного стиля характерны:
- Эмоциональность, импульсивность
- Душевность, искренность
- Открытое выражение чувств
В то время как в деловом английском общении ценятся сдержанность, рациональность, пунктуальность. Понимание и уважение этих различий создает основу для плодотворного межкультурного диалога.
Развитие коммуникативной компетентности
Для повышения эффективности общения необходимо развивать коммуникативную компетентность - умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Основные пути развития этой важной способности:
- Тренинги общения
- Обучение ораторском искусству
- Чтение специальной литературы по психологии общения
- Получение обратной связи от окружающих
- Анализ и коррекция своих ошибок в общении
Общение в информационном обществе
Стремительное развитие современных технологий коренным образом меняет формы и способы общения между людьми. С появлением интернета, мобильной связи, социальных сетей коммуникация становится опосредованной техническими устройствами.
К плюсам такого опосредованного общения можно отнести:
- Высокая скорость обмена информацией
- Отсутствие географических и временных ограничений
- Возможность общаться с большой аудиторией
Вместе с тем, остается высокая потребность в непосредственном личном общении, которое не могут в полной мере заменить технические средства коммуникации.