Содержание, цели и средства общения. Факторы эффективности общения

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Без общения невозможно полноценное развитие личности, удовлетворение многих потребностей. Для понимания феномена общения в социальной психологии анализируют такие его компоненты, как содержание, цели и средства.

Содержание общения

Содержание цели и средства общения - это информация, которая передается от одного человека к другому в процессе общения. По содержанию выделяют следующие виды общения:

  • Когнитивное - обмен знаниями, мнениями, идеями;
  • Эмоциональное - обмен чувствами, настроениями, переживаниями;
  • Поведенческое - обмен действиями, поступками;
  • Ценностно-ориентационное - обмен ценностями, установками, интересами.

Таким образом, в процессе общения люди могут делиться самым разным содержанием - от фактической информации до глубинных переживаний и убеждений. Это содержание определяет характер и результаты общения.

Цели общения

Люди вступают в общение, преследуя те или иные цели. Среди основных целей общения можно выделить:

  1. Получение и передача информации
  2. Установление контактов
  3. Оказание воздействия на партнера
  4. Удовлетворение потребности в общении

В зависимости от конкретной ситуации и личных мотивов человека цели общения могут меняться. Например, беседа коллег во время обеденного перерыва может преследовать одновременно все перечисленные цели.

Цели общения во многом определяют его содержание, формы и средства.

Средства общения

Это способы кодирования, передачи и декодирования информации в процессе общения. К основным средствам общения относят:

  • Вербальные (словесные) - язык, речь
  • Невербальные: Визуальные - мимика, жесты, взгляд Паралингвистические - интонация, тембр голоса Пространственно-временные - позы, дистанция
  • Технические - телефон, интернет и др.

Использование различных вербальных и невербальных средств позволяет добиться взаимопонимания с партнером по общению, донести необходимую информацию.

Факторы, влияющие на эффективность общения

На то, насколько успешным и продуктивным будет общение, влияют различные факторы. К ним относятся:

  • Особенности коммуникативных способностей участников общения. К таким способностям относится умение ясно выражать мысли, слушать и слышать собеседника, эмпатия.
  • Знание правил и норм общения, принятых в данном социуме.
  • Уровень развития мышления и речи.
  • Компетентность участников общения в обсуждаемом предмете разговора.
  • Личные симпатии или антипатии общающихся.

Преграды в общении

На пути к эффективному общению может встречаться множество преград. Понимание этих барьеров позволяет найти пути их преодоления.

Типичными преградами, возникающими в общении, являются:

  • Неумение слушать и слышать собеседника.
  • Перебивания и монологи вместо диалога.
  • Предвзятость и необъективные оценки высказываний собеседника под влиянием стереотипов.
  • Невнимание к невербальным сигналам партнера по общению.

Для преодоления барьеров в общении ключевым моментом является изменение собственного отношения к партнеру и беседе в целом.

Формы общения

По форме контакта различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает непосредственный контакт между партнерами лицом к лицу. Косвенное же осуществляется через привлечение посредника либо технического средства.

По количеству участников выделяют:

  • Межличностное общение (диады, триады)
  • Групповое общение (команды, коллективы, аудитории)
  • Массовое общение (выступление перед широкой аудиторией)

Типы общения

В зависимости от целей и сфер жизни различают следующие типы общения:

  • Межличностное
  • Семейное
  • Дружеское
  • Деловое
  • Ролевое

Каждый из этих типов общения имеет свою специфику в плане норм, ценностей и ожиданий участников. Понимание этих особенностей позволяет выстраивать общение максимально эффективно.

Гендерные различия в общении

Существуют определенные различия в коммуникативном поведении мужчин и женщин. Так, для мужского стиля общения более характерны:

  • Стремление к доминированию в беседе
  • Ориентация на решение конкретных задач
  • Использование монолога
  • Рациональность, логичность аргументации

В женском общении чаще проявляются:

  • Ориентация на собеседника и поддержание контакта
  • Эмоциональность
  • Предпочтение диалога
  • Интуитивное постижение смыслов

Понимание этих различий, учет гендерных особенностей партнера может оптимизировать процесс общения.

Национальный фактор в общении

Эффективность общения во многом зависит от знания и учета национальных особенностей коммуникативного поведения. К примеру, для русского коммуникативного стиля характерны:

  • Эмоциональность, импульсивность
  • Душевность, искренность
  • Открытое выражение чувств

В то время как в деловом английском общении ценятся сдержанность, рациональность, пунктуальность. Понимание и уважение этих различий создает основу для плодотворного межкультурного диалога.

Развитие коммуникативной компетентности

Для повышения эффективности общения необходимо развивать коммуникативную компетентность - умение устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Основные пути развития этой важной способности:

  • Тренинги общения
  • Обучение ораторском искусству
  • Чтение специальной литературы по психологии общения
  • Получение обратной связи от окружающих
  • Анализ и коррекция своих ошибок в общении

Общение в информационном обществе

Стремительное развитие современных технологий коренным образом меняет формы и способы общения между людьми. С появлением интернета, мобильной связи, социальных сетей коммуникация становится опосредованной техническими устройствами.

К плюсам такого опосредованного общения можно отнести:

  • Высокая скорость обмена информацией
  • Отсутствие географических и временных ограничений
  • Возможность общаться с большой аудиторией

Вместе с тем, остается высокая потребность в непосредственном личном общении, которое не могут в полной мере заменить технические средства коммуникации.

Комментарии