Цели общения в психологии: подробности

Общение является неотъемлемой частью жизни человека. Благодаря общению мы устанавливаем контакты с другими людьми, обмениваемся информацией, координируем совместную деятельность. Но зачем люди вступают в общение? Каковы цели этого процесса? Давайте разберемся.

Функциональные цели общения

Существует несколько основных функциональных целей, ради которых люди общаются:

  • Оказание помощи другому человеку или получение помощи от него. Например, когда мы задаем вопрос, чтобы получить нужную информацию.
  • Поиск партнера для совместной деятельности, будь то работа, учеба или досуг. Мы ищем того, с кем интересно решать общие задачи.
  • Получение эмоциональной поддержки, понимания, одобрения от собеседника.
  • Самовыражение, демонстрация своих способностей, мнений, взглядов.
  • Приобщение другого человека к своим или общечеловеческим ценностям через воспитание, обучение.
  • Изменение мнения, намерений или поведения собеседника с помощью убеждения.

Цель общения - это в первую очередь удовлетворение актуальных потребностей человека через взаимодействие с другими людьми.

Сетевое мероприятие

Объектные цели общения

Помимо функциональных, существуют и объектные цели общения. Они связаны с выбором конкретного партнера или группы партнеров для коммуникации. Этот выбор зависит от:

  • Личностных качеств потенциальных собеседников
  • Наличия общих интересов и ценностей
  • Возможности плодотворного сотрудничества с ними
  • Эмоциональной привлекательности человека
  • Удобства для общения (территориальная или социальная близость)

Таким образом, в чем состоит цель общения с точки зрения объектных целей - это поиск наиболее подходящих партнеров для реализации функциональных целей.

Цели общения в деловой сфере

Рассмотрим цели общения применительно к деловой сфере жизни. Здесь можно выделить два уровня целей:

  1. Цели организации в целом, например:
      Координация совместных действий сотрудников Принятие управленческих решений Повышение мотивации и вовлеченности персонала Продвижение товаров и услуг
  2. Личные цели конкретных участников общения, к примеру:
      Получение повышения или премии Карьерный рост Установление полезных деловых связей

Задача эффективного делового общения - находить баланс между целями компании и целями сотрудников, чтобы они не вступали в противоречие.

Цели участников деловой коммуникации могут расходиться. Например, руководитель стремится повысить объемы продаж, а подчиненные - сократить свои трудозатраты. Чтобы избежать конфликта интересов, важно искать компромисс.

Улица ночного города в дождь

Информационный аспект общения

Цели общения в психологии тесно связаны с информационным обменом между участниками коммуникации. В процессе общения происходит передача и прием различных сведений, знаний, идей. Эта информация может носить характер:

  • Фактов
  • Суждений и оценок
  • Эмоциональных состояний

Передача данных осуществляется при помощи знаковых систем:

  1. Вербальных (язык)
  2. Невербальных (жесты, мимика, интонации)

Таким образом, одной из ключевых "целей общения это" информационный обмен для решения тех или иных задач.

Перцептивный аспект общения

Еще одна важная сторона общения - перцептивная. Она связана с восприятием и пониманием партнера по коммуникации. Цели перцептивного аспекта общения:

  • Составление представления о внутреннем мире собеседника
  • Установление с ним эмоционального контакта
  • Поиск индивидуального подхода

Для достижения этих целей в ходе общения мы анализируем:

  • Слова собеседника
  • Невербальное поведение
  • Особенности внешнего вида
  • Контекст ситуации

Такой анализ помогает понять человека и выстроить с ним конструктивный диалог.

Роли участников общения

В процессе общения участники берут на себя определенные коммуникативные роли. Роли могут меняться в зависимости от ситуации. Основные роли:

  • Говорящий - инициатор и основной транслятор информации
  • Слушающий - воспринимает информацию и реагирует на нее
  • Посредник - помогает наладить общение между другими участниками
  • Эксперт - обладает специальными знаниями по обсуждаемой теме

Понимание коммуникативных ролей важно для достижения "целей общения психологии" , поскольку позволяет корректно распределить функции при взаимодействии.

Трансактный анализ общения

В психологии общения уделяют большое внимание трансактному анализу. Этот подход рассматривает личность человека как совокупность трех эго-состояний:

  1. Родительское (критикует, оценивает, наставляет)
  2. Взрослое (объективно анализирует ситуацию)
  3. Детское (эмоционально реагирует)

В общении согобецники могут взаимодействовать из разных эго-состояний. Эффективная коммуникация возможна только из взрослого состояния. Понимание особенностей трансактного анализа помогает в достижении целей общения психологии.

Техники активного слушания

Для продуктивного общения важно не только говорить, но и слушать собеседника. Для этого применяются специальные техники активного слушания:

  • Парафраз - пересказ своими словами для уточнения понимания
  • Резюмирование - краткое резюме основных мыслей
  • Отражение чувств - озвучивание эмоционального состояния говорящего

Такие приемы помогают точно уловить суть сообщения партнера и поддержать разговор, что важно для достижения "целей общения в психологии" .

Барьеры общения

Существуют различные барьеры, которые могут препятствовать эффективному общению:

  1. Психологические (негативные установки по отношению к собеседнику)
  2. Языковые (непонимание терминологии)
  3. Физические (плохая слышимость, большая дистанция)

Для преодоления этих барьеров важно их вовремя распознать и найти способы минимизации их влияния. Это позволит в полной мере реализовать цели общения психологии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.