Что является целью познания: различные точки зрения

Познание окружающего мира является одной из важнейших потребностей человека. Но что же является конечной целью этого процесса? Рассмотрим различные точки зрения по этому вопросу.

Получение объективной информации

С точки зрения науки, основной целью познания является получение максимально объективной и достоверной информации об изучаемых объектах и явлениях. Что является целью познания в данном контексте? Это выявление истинных закономерностей и связей, существующих в природе и обществе независимо от нашего сознания.

Целью познания является отражение объективной реальности, а не удовлетворение субъективных потребностей исследователя.

Другими словами, ученый в своей деятельности должен стремиться к познанию «вещей самих по себе», а не своих собственных представлений о них. Иными словами, конечная цель научного познания – приближение человеческих знаний к абсолютной истине.

Овладение силами природы

Существует и другая точка зрения, согласно которой конечной целью познания является овладение силами природы, возможность управления ими в интересах человека и общества.

Данная позиция отстаивалась многими философами, в частности Фрэнсисом Бэконом. Согласно его утверждению, знание – сила. Иными словами, чем больше мы знаем о законах окружающего мира, тем лучше можем его использовать для удовлетворения наших потребностей.

Таким образом, с этой точки зрения, цель познания кроется не только в получении новых знаний, но и в возможности эффективно применить их на практике.

Ученый в лаборатории

Самосовершенствование

Некоторые мыслители полагали, что конечная цель познания заключается в самосовершенствовании самого человека. К примеру, Сократ считал, что познание и самопознание ведут к нравственному очищению личности.

Подобной точки зрения придерживался и Аристотель, полагавший, что познание является высшей целью и смыслом человеческой жизни, поскольку именно благодаря ему человек реализует свою разумную природу и приближается к совершенству.

Таким образом, цель познания в данном контексте – это самореализация и самосовершенствование человека посредством развития его разумных способностей.

Преобразование мира

Еще один взгляд на цель познания заключается в том, что оно должно быть направлено не только на изучение закономерностей окружающего мира, но и на его активное преобразование в интересах человека и общества.

Данный подход характерен для марксистской философии, в частности, для концепции Карла Маркса. Согласно его представлениям, познание и последующее преобразование мира являются двумя неразрывно связанными сторонами человеческой деятельности.

  • Познание изучает законы природы и общества,
  • а практическая деятельность направлена на их рациональное использование и изменение мира.

Таким образом, конечной целью познания здесь выступает именно активное преобразование объективной реальности.

Лекция в университете

Различные формы познания

Необходимо отметить, что цели познания могут существенно различаться в зависимости от его конкретных форм и типов. Рассмотрим некоторые примеры.

  1. Научное познание. Его основной целью является получение новых объективных знаний о мире посредством использования специальных методов (наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.).
  2. Философское познание. Оно направлено на постижение фундаментальных основ бытия, общих закономерностей развития мира и человека.
  3. Обыденное познание. Его цель состоит в получении знаний, необходимых для удовлетворения повседневных жизненных потребностей человека.

Каждая из этих форм познания обладает собственными целями и задачами, которые определяют специфику используемых методов и характер получаемых результатов.

Таким образом, говоря о целях познания, всегда необходимо учитывать его конкретную разновидность и особенности.

Многогранная задача

Подводя итог, можно сделать вывод, что проблема целей и задач познания является многогранной. Существует несколько основных точек зрения по этому вопросу:

  • Получение объективно истинных знаний
  • Овладение силами природы
  • Самосовершенствование человека
  • Преобразование окружающего мира

При этом конкретные цели познавательной деятельности во многом зависят от ее форм (научное, философское, обыденное и т.д.). Тем не менее, можно утверждать, что в любом случае процесс познания играет ключевую роль в жизни как отдельного человека, так и общества в целом.

Роль познания в научно-техническом прогрессе

Познание играет ключевую роль в развитии науки и техники. Ведь именно благодаря открытию новых знаний о законах природы становится возможным создание более совершенных технологий.

Так, изучение свойств электричества и законов электромагнитного поля позволило человечеству совершить техническую революцию и создать множество электрических устройств – от простой лампочки до компьютера и мобильного телефона.

Следовательно, познание является движущей силой научно-технического прогресса, а полученные знания становятся основой для создания новых технологий, повышающих качество жизни людей.

Влияние общества на познание

Несмотря на стремление к объективности, процесс познания во многом определяется социальным контекстом. К примеру, выбор направлений и задач научных исследований часто диктуется потребностями общества.

Кроме того, представления ученых о допустимых методах познания и критериях истины также формируются под влиянием господствующей системы ценностей их эпохи.

Таким образом, познание и общество тесно взаимосвязаны: с одной стороны, новые знания влияют на развитие цивилизации, а с другой – социокультурный контекст оказывает воздействие на сам процесс познания.

Познание и коммуникация

Важнейшей составляющей процесса познания является коммуникация – обмен информацией между людьми. Ведь для того, чтобы newie знания стали достоянием всего человечества, необходимо донести их до других.

Поэтому неотъемлемой частью деятельности ученого является публикация результатов своих исследований, выступления на конференциях, написание статей и монографий. А книгопечатание, радио, телевидение и интернет сыграли колоссальную роль в развитии и распространении знаний.

Таким образом, коммуникация, обмен идеями и взаимодействие между познающими субъектами имеют огромное значение для прогресса познания.

Практическое и теоретическое познание

Различают два основных типа познания:

  1. Практическое – направлено на решение конкретных задач и удовлетворение актуальных потребностей.
  2. Теоретическое – стремится к выявлению глубинных закономерностей, не связано напрямую с получением практической выгоды.

Хотя на первый взгляд они кажутся противоположными, на самом деле практическое и теоретическое познание тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в едином процессе постижения истины.

Познание и принятие решений

Полученные знания о закономерностях окружающего мира позволяют человеку принимать более эффективные решения в процессе деятельности.

К примеру, зная законы физики, инженер может спроектировать надежное здание; изучение психологии помогает менеджеру выбрать оптимальный стиль управления коллективом; а анализ экономической ситуации необходим предпринимателю для разработки успешной бизнес-стратегии.

Таким образом, одной из важнейших целей познания является именно возможность принимать обоснованные и эффективные решения в различных сферах человеческой практики.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.