Частично-поисковый метод обучения - это что такое

Частично-поисковый метод обучения - это способ организации учебной деятельности, при котором учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают новые знания в процессе решения учебных проблем и задач.

Сущность частично-поискового метода

Частично-поисковый метод это метод обучения, который предполагает сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с управляющей ролью учителя. Главной особенностью данного метода является то, что новые знания не предлагаются учащимся в готовом виде. Ученики должны добывать их самостоятельно в процессе размышления и решения познавательных задач.

При использовании частично-поискового метода функция учителя заключается не в сообщении готовых знаний, а в разработке и организации поисковых учебных ситуаций, в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Этапы реализации частично-поискового метода

  1. Постановка познавательной задачи.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Осознание проблемы и формулирование познавательной цели.
  4. Выдвижение гипотез.
  5. Поиск решения путем проведения наблюдений, опытов, анализа информации.
  6. Проверка правильности решения.
  7. Формулирование выводов.

На каждом этапе учитель направляет мысль и действия учащихся нужным курсом, помогает анализировать факты, активизирует познавательную деятельность. При этом основную работу по поиску решения проблемы осуществляют сами ученики.

Учительница приветствует класс перед эвристической беседой

Виды частично-поисковой деятельности

Частично-поисковый метод обучения это метод, который может реализовываться в различных видах учебной деятельности:

  • Решение познавательных и практических задач.
  • Ответы на проблемные вопросы.
  • Анализ жизненных ситуаций.
  • Самостоятельный подбор аргументов, фактов для доказательства и обоснования определенного утверждения.
  • Систематизация и классификация объектов по определенным критериям.
  • Составление схем, таблиц, графиков, диаграмм в процессе анализа явлений.
  • Исследовательская работа с текстом учебника, научно-популярной литературой, другими источниками информации.
  • Экспериментальная работа и учебное моделирование явлений и процессов.

Все эти виды деятельности направлены на активный самостоятельный поиск знаний.

Приемы частично-поисковой деятельности

Частично-поисковый метод это прием обучения, при котором применяются такие методические приемы, как:

  • постановка познавательных вопросов;
  • создание проблемных ситуаций;
  • использование демонстрационного и лабораторного эксперимента;
  • прием разбивки сложной задачи на подзадачи;
  • организация наблюдений;
  • прием актуализации имеющихся знаний и жизненного опыта;
  • метод анализа и синтеза информации;
  • составление графических и знаковых моделей изучаемых объектов и процессов;
  • сравнение, сопоставление фактов, явлений;
  • обобщение полученных результатов;
  • формулирование выводов;
  • рефлексия учебной деятельности.

Все эти приемы направлены на активизацию мыслительных операций и самостоятельный поиск новых знаний учащимися.

Школьники проводят опыт по физике

Эвристическая беседа

Одним из разновидностей частично-поискового метода является эвристическая беседа. Она представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемной задачи. Ключевой особенностью такой беседы является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а подводит учеников к самостоятельному "открытию" новых понятий, закономерностей, выводов.

Например, учитель на уроке физики обнаруживает, что ученики путают понятия "скорость" и "ускорение". Для исправления ситуации он задает ряд вопросов:

  • Какой физической величиной характеризуется быстрота движения тела? (скоростью)
  • В каких единицах измеряется скорость? (метры в секунду, километры в час и т.д.)
  • Как изменяется скорость при равномерном прямолинейном движении? (Остается постоянной.)
  • Что такое ускорение? Какими единицами оно измеряется? (Изменение скорости в единицу времени, метрами в секунду в квадрате.)
  • Как связаны между собой скорость и ускорение? (Ускорение показывает, насколько быстро меняется скорость.)

Отвечая на эти вопросы, ученики в процессе логических рассуждений приходят к пониманию разницы между скоростью и ускорением. Такой подход более эффективен, чем простое сообщение необходимой информации.

Преимущества частично-поискового метода

Использование на уроках частично-поискового метода дает ряд преимуществ:

  1. Развивает самостоятельность и познавательную активность учащихся.
  2. Формирует умение анализировать информацию, видеть проблемы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.
  3. Способствует прочному, осознанному усвоению знаний.
  4. Повышает интерес к предмету, мотивирует к дальнейшему изучению материала.
  5. Развивает творческие и исследовательские умения.

Таким образом, частично-поисковый метод это эффективный прием активизации мыслительной и познавательной деятельности, позволяющий учащимся добывать новые знания самостоятельно под тактичным руководством учителя.

Методические рекомендации по применению частично-поискового метода

Для успешной реализации частично-поискового метода учителю необходимо придерживаться ряда методических рекомендаций:

  1. Тщательно продумывать систему познавательных задач и проблемных ситуаций, которые можно было бы предложить учащимся.
  2. Планировать возможные затруднения, с которыми столкнутся школьники, и способы их преодоления.
  3. Предусмотреть варианты помощи и подсказок, которые помогут ученикам в случае необходимости.
  4. Стимулировать актуализацию уже имеющихся знаний и жизненного опыта учащихся.
  5. Организовывать обсуждение предложенных учениками гипотез, помогать в анализе и синтезе информации.

Типичные ошибки при использовании частично-поискового метода

Чтобы избежать неудач при реализации частично-поискового метода, учителю следует избегать некоторых типичных ошибок:

  • Сообщение сразу правильного ответа или решения вместо организации самостоятельного поиска.
  • Переоценка знаний и возможностей учеников, вследствие чего они не могут справиться с поставленными задачами.
  • Недооценка потенциала школьников и чрезмерное упрощение заданий.
  • Отсутствие четких инструкций и плана действий.
  • Неумение удержать внимание всего класса на протяжении самостоятельной работы учеников.

Наиболее эффективно частично-поисковый метод работает при соблюдении «золотой середины» между полностью самостоятельной работой учащихся и излишней опекой со стороны педагога.

Применение частично-поискового метода по разным предметам

Частично-поисковый метод универсален и может успешно использоваться при обучении различным школьным предметам. Рассмотрим варианты его применения.

Литература

  • Анализ поэтического произведения с нахождением художественных средств и определением их роли.
  • Сопоставление литературных героев, выявление черт сходства и различия.
  • Определение роли художественной детали в произведении.
  • Анализ мотивов поведения героев на основе их поступков.

История

  • Объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.
  • Анализ и интерпретация исторических источников.
  • Сравнение политических систем, экономических укладов разных государств, определение черт сходства и отличия.
  • Выдвижение гипотез и аргументов в пользу одной из нескольких точек зрения по спорному вопросу.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.