Частично-поисковый метод обучения - это что такое
Частично-поисковый метод обучения - это способ организации учебной деятельности, при котором учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают новые знания в процессе решения учебных проблем и задач.
Сущность частично-поискового метода
Частично-поисковый метод это метод обучения, который предполагает сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с управляющей ролью учителя. Главной особенностью данного метода является то, что новые знания не предлагаются учащимся в готовом виде. Ученики должны добывать их самостоятельно в процессе размышления и решения познавательных задач.
При использовании частично-поискового метода функция учителя заключается не в сообщении готовых знаний, а в разработке и организации поисковых учебных ситуаций, в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Этапы реализации частично-поискового метода
- Постановка познавательной задачи.
- Создание проблемной ситуации.
- Осознание проблемы и формулирование познавательной цели.
- Выдвижение гипотез.
- Поиск решения путем проведения наблюдений, опытов, анализа информации.
- Проверка правильности решения.
- Формулирование выводов.
На каждом этапе учитель направляет мысль и действия учащихся нужным курсом, помогает анализировать факты, активизирует познавательную деятельность. При этом основную работу по поиску решения проблемы осуществляют сами ученики.
Виды частично-поисковой деятельности
Частично-поисковый метод обучения это метод, который может реализовываться в различных видах учебной деятельности:
- Решение познавательных и практических задач.
- Ответы на проблемные вопросы.
- Анализ жизненных ситуаций.
- Самостоятельный подбор аргументов, фактов для доказательства и обоснования определенного утверждения.
- Систематизация и классификация объектов по определенным критериям.
- Составление схем, таблиц, графиков, диаграмм в процессе анализа явлений.
- Исследовательская работа с текстом учебника, научно-популярной литературой, другими источниками информации.
- Экспериментальная работа и учебное моделирование явлений и процессов.
Все эти виды деятельности направлены на активный самостоятельный поиск знаний.
Приемы частично-поисковой деятельности
Частично-поисковый метод это прием обучения, при котором применяются такие методические приемы, как:
- постановка познавательных вопросов;
- создание проблемных ситуаций;
- использование демонстрационного и лабораторного эксперимента;
- прием разбивки сложной задачи на подзадачи;
- организация наблюдений;
- прием актуализации имеющихся знаний и жизненного опыта;
- метод анализа и синтеза информации;
- составление графических и знаковых моделей изучаемых объектов и процессов;
- сравнение, сопоставление фактов, явлений;
- обобщение полученных результатов;
- формулирование выводов;
- рефлексия учебной деятельности.
Все эти приемы направлены на активизацию мыслительных операций и самостоятельный поиск новых знаний учащимися.
Эвристическая беседа
Одним из разновидностей частично-поискового метода является эвристическая беседа. Она представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемной задачи. Ключевой особенностью такой беседы является то, что учитель не сообщает готовых знаний, а подводит учеников к самостоятельному "открытию" новых понятий, закономерностей, выводов.
Например, учитель на уроке физики обнаруживает, что ученики путают понятия "скорость" и "ускорение". Для исправления ситуации он задает ряд вопросов:
- Какой физической величиной характеризуется быстрота движения тела? (скоростью)
- В каких единицах измеряется скорость? (метры в секунду, километры в час и т.д.)
- Как изменяется скорость при равномерном прямолинейном движении? (Остается постоянной.)
- Что такое ускорение? Какими единицами оно измеряется? (Изменение скорости в единицу времени, метрами в секунду в квадрате.)
- Как связаны между собой скорость и ускорение? (Ускорение показывает, насколько быстро меняется скорость.)
Отвечая на эти вопросы, ученики в процессе логических рассуждений приходят к пониманию разницы между скоростью и ускорением. Такой подход более эффективен, чем простое сообщение необходимой информации.
Преимущества частично-поискового метода
Использование на уроках частично-поискового метода дает ряд преимуществ:
- Развивает самостоятельность и познавательную активность учащихся.
- Формирует умение анализировать информацию, видеть проблемы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.
- Способствует прочному, осознанному усвоению знаний.
- Повышает интерес к предмету, мотивирует к дальнейшему изучению материала.
- Развивает творческие и исследовательские умения.
Таким образом, частично-поисковый метод это эффективный прием активизации мыслительной и познавательной деятельности, позволяющий учащимся добывать новые знания самостоятельно под тактичным руководством учителя.
Методические рекомендации по применению частично-поискового метода
Для успешной реализации частично-поискового метода учителю необходимо придерживаться ряда методических рекомендаций:
- Тщательно продумывать систему познавательных задач и проблемных ситуаций, которые можно было бы предложить учащимся.
- Планировать возможные затруднения, с которыми столкнутся школьники, и способы их преодоления.
- Предусмотреть варианты помощи и подсказок, которые помогут ученикам в случае необходимости.
- Стимулировать актуализацию уже имеющихся знаний и жизненного опыта учащихся.
- Организовывать обсуждение предложенных учениками гипотез, помогать в анализе и синтезе информации.
Типичные ошибки при использовании частично-поискового метода
Чтобы избежать неудач при реализации частично-поискового метода, учителю следует избегать некоторых типичных ошибок:
- Сообщение сразу правильного ответа или решения вместо организации самостоятельного поиска.
- Переоценка знаний и возможностей учеников, вследствие чего они не могут справиться с поставленными задачами.
- Недооценка потенциала школьников и чрезмерное упрощение заданий.
- Отсутствие четких инструкций и плана действий.
- Неумение удержать внимание всего класса на протяжении самостоятельной работы учеников.
Наиболее эффективно частично-поисковый метод работает при соблюдении «золотой середины» между полностью самостоятельной работой учащихся и излишней опекой со стороны педагога.
Применение частично-поискового метода по разным предметам
Частично-поисковый метод универсален и может успешно использоваться при обучении различным школьным предметам. Рассмотрим варианты его применения.
Литература
- Анализ поэтического произведения с нахождением художественных средств и определением их роли.
- Сопоставление литературных героев, выявление черт сходства и различия.
- Определение роли художественной детали в произведении.
- Анализ мотивов поведения героев на основе их поступков.
История
- Объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.
- Анализ и интерпретация исторических источников.
- Сравнение политических систем, экономических укладов разных государств, определение черт сходства и отличия.
- Выдвижение гипотез и аргументов в пользу одной из нескольких точек зрения по спорному вопросу.