Общение играет важную роль в нашей повседневной жизни. Мы постоянно взаимодействуем с коллегами, друзьями, родными. Успех этих отношений во многом зависит от умения правильно и эффективно общаться. Давайте разберемся в основных видах общения и их особенностях.
Деловое общение
Деловое общение - это общение, связанное с работой, бизнесом, профессиональной деятельностью.
Основные цели делового общения:
- обсуждение рабочих вопросов;
- принятие совместных решений;
- координация совместной деятельности;
- обмен опытом.
Деловое общение отличается:
- Четкостью и конкретностью.
- Ориентацией на результат.
- Следованием этикету и правилам.
Например, на совещании обсуждаются рабочие вопросы, принимаются решения, ставятся задачи на будущее. Это деловое общение.
Для повышения эффективности делового общения рекомендуется:
- Четко формулировать цели встречи или беседы.
- Заранее продумать повестку и регламент.
- Следовать установленным правилам и этикету.
Межличностное общение
Межличностное общение происходит между конкретными людьми - друзьями, знакомыми, любимыми.
Цели межличностного общения:
- установление личных взаимоотношений;
- обмен информацией личного характера;
- получение эмоциональной поддержки.
Например, разговор двух подруг об отношениях или обсуждение в кругу семьи личных проблем - это межличностное общение.
Чтобы улучшить качество межличностного общения, стоит:
- Быть искренним и открытым.
- Проявлять эмпатию и сочувствие.
- Не осуждать и не критиковать без необходимости.
Инструментальное общение
Инструментальное общение используется как средство для достижения каких-либо целей, помимо самого общения.
Основные признаки инструментального общения:
- общение выступает как инструмент;
- есть внешняя цель помимо общения;
- содержание общения зависит от внешней цели.
Например, общение продавца и покупателя в магазине. Их цель - купля-продажа товара, а не личное взаимодействие.
Или общение врача с пациентом - цель врача поставить диагноз и назначить лечение с помощью расспросов и осмотра.
Целевое общение
Целевое общение - это общение ради самого процесса общения, когда само взаимодействие с собеседником приносит удовольствие и является самоцелью.
Основные особенности целевого общения:
- общение само по себе интересно и приятно;
- нет какой-либо внешней цели помимо самого процесса общения;
- тема и содержание общения не имеют принципиального значения.
Например, долгие разговоры с другом по душам просто ради удовольствия от общения и близости.
Светское общение
Светское общение отличается внешней респектабельностью, соблюдением определенных правил этикета.
Основные правила светского общения:
- Сдержанность и корректность.
- Избегание личных и острых тем.
- Дружелюбие и комплименты собеседнику.
Светский разговор часто носит поверхностный характер, затрагиваются нейтральные, общие темы.
Основные виды общения в светских кругах нередко служат для установления полезных связей и знакомств.
Манипулятивное общение
Манипулятивное общение используется для воздействия на собеседника и достижения односторонней выгоды.
Основные приемы манипулятивного общения:
- лесть и комплименты;
- создание чувства вины;
- запугивание и угрозы.
Виды общения, кратко рассмотренные выше, очень разнообразны. Каждый из них имеет свои особенности и цели.
Духовное общение
Духовное общение основано на глубоком взаимопонимании, близости взглядов и ценностей собеседников.
Условия для духовного общения:
- Общие интересы и мировоззрение.
- Эмоциональная близость.
- Взаимное доверие и уважение.
Ритуальное общение
Ритуальное общение носит формальный характер и привязано к определенным общественным ритуалам.
Функции ритуального общения:
- поддержание социальных норм и традиций;
- укрепление социальных связей;
- самоидентификация индивида как члена сообщества.
Примеры ритуалов, включающих ритуальное общение:
- празднование дня рождения;
- свадебные торжества;
- похороны.
Ритуальное общение в таких случаях формально, слова и фразы зачастую заранее заучены.
"Контакт масок"
"Контакт масок" предполагает формальное общение без раскрытия истинных эмоций и мыслей.
Причины "контакта масок":
- Желание произвести нужное впечатление.
- Нежелание показать свою слабость.
- Даже при основных видах общения люди могут использовать "маски" в определенных ситуациях.
Чтобы избежать искусственности, нужно быть искренним и не бояться показать свои эмоции при уважительном отношении к собеседнику.
Эмоциональное общение
Эмоциональное общение характеризуется активным проявлением и обменом эмоциями.
Виды эмоционального общения:
- радость;
- гнев;
- страх;
- печаль.
Польза эмоционального общения
Эмоциональное общение при правильном подходе может приносить пользу:
- Помогает сблизиться с собеседником.
- Позволяет глубже понять друг друга.
- Укрепляет взаимопонимание.
Опасность несдержанных эмоций
В то же время избыточное проявление эмоций опасно:
- Риск обидеть или напугать собеседника.
- Можно потерять контроль.
- Ухудшение взаимопонимания.
Управление эмоциями
Чтобы эмоциональное общение было конструктивным и безопасным, нужно:
- Научиться распознавать свои эмоции.
- Понимать эмоции других.
- Управлять интенсивностью эмоций.
Правила выражения эмоций:
- Сдержанно выражать негативные эмоции.
- Осторожно проявлять чрезмерно личные переживания.
- Быть внимательным к эмоциональному состоянию собеседника.
Эмоциональный интеллект
Для успешного эмоционального общения важно развивать эмоциональный интеллект:
- способность понимать свои эмоции;
- умение управлять собственными эмоциями;
- навыки распознавания эмоций других людей.
Эмпатия в общении
Эмпатия - это умение сопереживать и понимать эмоциональное состояние собеседника. Эмпатия важна для успешного общения.
Как проявлять эмпатию:
- Внимательно слушать собеседника.
- Задавать уточняющие вопросы.
- Демонстрировать поддержку невербально.
Эмоциональные барьеры в общении
Эмоции могут стать барьером на пути эффективного общения, если:
- мешают объективно воспринимать информацию;
- провоцируют необдуманные поступки и решения;
- становятся инструментом манипуляций.
Гендерные различия эмоционального общения
Существуют определенные гендерные различия в эмоциональном общении:
- Женщины, как правило, более эмоциональны.
- Мужчины чаще скрывают свои эмоции.
- Женщины лучше понимают невербальное проявление эмоций.
Однако, это лишь обобщения, в каждом конкретном случае проявление и восприятие эмоций индивидуально.
Эмоциональное общение в разных культурах
Эмоциональное общение и демонстрация чувств имеет различия в разных культурах:
- В восточных культурах принято скрывать эмоции.
- В европейской культуре эмоции проявляются свободнее.
- Нужно учитывать культурные особенности собеседника.
Этика эмоционального общения
Даже в эмоциональном общении важно следовать этическим нормам:
- избегать оскорбительных выражений;
- не использовать эмоции для манипуляций;
- с уважением относиться к чувствам собеседника.