Какие черты свойственны деятельности человека: анализ и классификация

Деятельность человека - это целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, в процессе которого человек удовлетворяет свои потребности и в то же время изменяет и преобразует действительность.

Понятие деятельности

Деятельность человека имеет сознательный и целенаправленный характер. Человек ставит конкретные цели, выбирает средства для их достижения и предвидит результат своих действий.

Структурными элементами деятельности являются:

  • Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
  • Объект - то, на что направлена деятельность.
  • Цель - идеальный или реальный результат деятельности.
  • Мотив - побуждение к деятельности, ради чего она осуществляется.
  • Средства - орудия, с помощью которых реализуется деятельность.
  • Процесс - последовательность действий по достижению цели.
  • Результат - то, что получено в итоге деятельности.

Черты деятельности человека свойственны только ему и отличают его от всех других живых существ. Животное действует инстинктивно, а человек - осознанно, преследуя конкретные цели и изменяя окружающий мир.

Виды деятельности

Существует множество подходов к классификации видов деятельности. Наиболее распространенными являются следующие:

  1. По форме - материально-производственная, духовно-преобразующая.
  2. По характеру мотивации - игровая, учебная, трудовая.
  3. По уровню субъективной значимости - деятельность первой необходимости и др.

Особое место в классификации занимают такие базовые, социально обусловленные виды деятельности, как игра, учение, труд, общение. Рассмотрим их более подробно.

Учебная деятельность

Учение направлено на приобретение новых знаний, умений и навыков. Черты, присущие деятельности человека, здесь проявляются в осознанном стремлении субъекта к поставленной цели - получению и усвоению информации.

Учебная деятельность имеет четкую структуру, включает такие элементы как мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка результатов. Формирование всех этих компонентов является важной педагогической задачей.

Трудовая деятельность

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Черты деятельности труда заключаются в:

  • Наличии конкретного полезного результата
  • Целесообразности и планомерности
  • Вложении физической или умственной энергии

Различают физический и умственный труд. Физический труд связан с физическими усилиями и двигательной активностью. Умственный - с решением творческих задач.

Команда разработчиков

Общение как деятельность

Черты общения как особого вида деятельности:

  • Направленность на других людей
  • Обмен информацией
  • Установление взаимопонимания

В процессе общения человек реализует ряд функций: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную.

Зимний пейзаж

Структура деятельности

Любая деятельность включает ряд обязательных черты деятельности элементов:

  1. Потребность, мотив
  2. Цель
  3. Средства и способы деятельности
  4. Действия
  5. Промежуточные результаты
  6. Анализ результатов
  7. Коррекция деятельности

Таким образом, деятельность представляет собой систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее направленность и эффективность.

Черты деятельности субъекта

Субъект деятельности обладает активностью, сознательностью, способностью ставить цели и добиваться их, проявлять инициативу и самостоятельность, адекватно оценивать результаты и корректировать свои действия.

Творческая деятельность

Творческая деятельность направлена на создание новых, оригинальных продуктов, открытие неизвестных закономерностей, решение нестандартных задач.

Виды творческой деятельности

Существует несколько основных видов творческой деятельности:

  1. Научная - направлена на получение нового научного знания, открытие законов и закономерностей
  2. Техническая - связана с созданием новых технологий, изобретением механизмов
  3. Художественная - реализация творческого потенциала в искусстве

Все они предъявляют высокие требования к интеллекту, воображению и другим творческим способностям человека.

Мотивация творческой деятельности

Основные мотивы, побуждающие человека к творчеству:

  • Стремление самореализоваться
  • Желание принести пользу обществу
  • Познавательный интерес

Сильная внутренняя мотивация - залог успешности творческой деятельности. В противном случае творческий потенциал не реализуется в полной мере.

Творческое мышление

Творческое мышление обладает рядом важных качеств и черт:

  • Способность видеть объект под новым углом зрения
  • Умение комбинировать ранее несовместимые идеи
  • Создание оригинальных ассоциаций

Развитие творческого мышления требует целенаправленных усилий и специальной систематической работы над собой.

Креативность и творчество

Понятие "креативность" близко к понятию "творческие способности". Креативность - это:

  • Способность порождать необычные идеи
  • Умение находить оригинальные решения задач
  • Гибкость и быстрота мышления

Развитая креативность - основа творческой личности и творческой деятельности.

Творческие задатки и способности

Творческие способности формируются на основе задатков, то есть врожденных анатомо-физиологических особенностей головного мозга. К ним относят:

  • Хорошая память
  • Эмоциональная чувствительность
  • Живое, активное воображение

Поскольку они являются лишь предпосылками, на их основе требуются целенаправленные усилия по развитию способностей.

Формирование творческих способностей

Основные пути формирования творческих способностей:

  1. Развитие любознательности и пытливости ума
  2. Стимулирование воображения
  3. Поощрение нестандартных идей
  4. Решение творческих задач и проблем

Все это требует высокой мотивации и активности самого человека в овладении знаниями и в познавательной деятельности.

Креативность и интеллект

Связь креативности и интеллекта неоднозначна:

  • Высокий интеллект не всегда означает высокую креативность
  • Но ниже определенного порога IQ креативность невозможна

Для творчества нужно оптимальное сочетание обоих качеств. Слишком высокий интеллект может даже ограничивать творческие способности.

Творческий потенциал общества

Творческий потенциал общества зависит от:

  1. Культивирования творческих способностей
  2. Стимулирования разнообразной творческой активности
  3. Свободы творческого поиска и самовыражения
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.