Деятельность человека - это целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, в процессе которого человек удовлетворяет свои потребности и в то же время изменяет и преобразует действительность.
Понятие деятельности
Деятельность человека имеет сознательный и целенаправленный характер. Человек ставит конкретные цели, выбирает средства для их достижения и предвидит результат своих действий.
Структурными элементами деятельности являются:
- Субъект - тот, кто осуществляет деятельность.
- Объект - то, на что направлена деятельность.
- Цель - идеальный или реальный результат деятельности.
- Мотив - побуждение к деятельности, ради чего она осуществляется.
- Средства - орудия, с помощью которых реализуется деятельность.
- Процесс - последовательность действий по достижению цели.
- Результат - то, что получено в итоге деятельности.
Черты деятельности человека свойственны только ему и отличают его от всех других живых существ. Животное действует инстинктивно, а человек - осознанно, преследуя конкретные цели и изменяя окружающий мир.
Виды деятельности
Существует множество подходов к классификации видов деятельности. Наиболее распространенными являются следующие:
- По форме - материально-производственная, духовно-преобразующая.
- По характеру мотивации - игровая, учебная, трудовая.
- По уровню субъективной значимости - деятельность первой необходимости и др.
Особое место в классификации занимают такие базовые, социально обусловленные виды деятельности, как игра, учение, труд, общение. Рассмотрим их более подробно.
Учебная деятельность
Учение направлено на приобретение новых знаний, умений и навыков. Черты, присущие деятельности человека, здесь проявляются в осознанном стремлении субъекта к поставленной цели - получению и усвоению информации.
Учебная деятельность имеет четкую структуру, включает такие элементы как мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль и оценка результатов. Формирование всех этих компонентов является важной педагогической задачей.
Трудовая деятельность
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Черты деятельности труда заключаются в:
- Наличии конкретного полезного результата
- Целесообразности и планомерности
- Вложении физической или умственной энергии
Различают физический и умственный труд. Физический труд связан с физическими усилиями и двигательной активностью. Умственный - с решением творческих задач.
Общение как деятельность
Черты общения как особого вида деятельности:
- Направленность на других людей
- Обмен информацией
- Установление взаимопонимания
В процессе общения человек реализует ряд функций: познавательную, регулятивную, ценностно-ориентационную.
Структура деятельности
Любая деятельность включает ряд обязательных черты деятельности элементов:
- Потребность, мотив
- Цель
- Средства и способы деятельности
- Действия
- Промежуточные результаты
- Анализ результатов
- Коррекция деятельности
Таким образом, деятельность представляет собой систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее направленность и эффективность.
Черты деятельности субъекта
Субъект деятельности обладает активностью, сознательностью, способностью ставить цели и добиваться их, проявлять инициативу и самостоятельность, адекватно оценивать результаты и корректировать свои действия.
Творческая деятельность
Творческая деятельность направлена на создание новых, оригинальных продуктов, открытие неизвестных закономерностей, решение нестандартных задач.
Виды творческой деятельности
Существует несколько основных видов творческой деятельности:
- Научная - направлена на получение нового научного знания, открытие законов и закономерностей
- Техническая - связана с созданием новых технологий, изобретением механизмов
- Художественная - реализация творческого потенциала в искусстве
Все они предъявляют высокие требования к интеллекту, воображению и другим творческим способностям человека.
Мотивация творческой деятельности
Основные мотивы, побуждающие человека к творчеству:
- Стремление самореализоваться
- Желание принести пользу обществу
- Познавательный интерес
Сильная внутренняя мотивация - залог успешности творческой деятельности. В противном случае творческий потенциал не реализуется в полной мере.
Творческое мышление
Творческое мышление обладает рядом важных качеств и черт:
- Способность видеть объект под новым углом зрения
- Умение комбинировать ранее несовместимые идеи
- Создание оригинальных ассоциаций
Развитие творческого мышления требует целенаправленных усилий и специальной систематической работы над собой.
Креативность и творчество
Понятие "креативность" близко к понятию "творческие способности". Креативность - это:
- Способность порождать необычные идеи
- Умение находить оригинальные решения задач
- Гибкость и быстрота мышления
Развитая креативность - основа творческой личности и творческой деятельности.
Творческие задатки и способности
Творческие способности формируются на основе задатков, то есть врожденных анатомо-физиологических особенностей головного мозга. К ним относят:
- Хорошая память
- Эмоциональная чувствительность
- Живое, активное воображение
Поскольку они являются лишь предпосылками, на их основе требуются целенаправленные усилия по развитию способностей.
Формирование творческих способностей
Основные пути формирования творческих способностей:
- Развитие любознательности и пытливости ума
- Стимулирование воображения
- Поощрение нестандартных идей
- Решение творческих задач и проблем
Все это требует высокой мотивации и активности самого человека в овладении знаниями и в познавательной деятельности.
Креативность и интеллект
Связь креативности и интеллекта неоднозначна:
- Высокий интеллект не всегда означает высокую креативность
- Но ниже определенного порога IQ креативность невозможна
Для творчества нужно оптимальное сочетание обоих качеств. Слишком высокий интеллект может даже ограничивать творческие способности.
Творческий потенциал общества
Творческий потенциал общества зависит от:
- Культивирования творческих способностей
- Стимулирования разнообразной творческой активности
- Свободы творческого поиска и самовыражения