Что социального есть в человеке: социальные черты, их роль в жизни людей

Человек является уникальным существом, сочетающим в себе как биологические, так и социальные черты. Его природа двойственна: с одной стороны, он, как и любой живой организм, имеет определенные анатомические, физиологические, генетические характеристики. С другой – обладает разумом, речью, способностью к целеполаганию и преобразованию окружающего мира.

Что социального есть в человеке? Основные социальные черты

К социальным чертам человека относят:

  • Сознание и мышление. Человек не просто реагирует на внешние раздражители инстинктивно, а анализирует ситуацию, ставит цель и выбирает способы ее достижения.
  • Речь. Язык позволяет накапливать информацию, передавать знания и опыт от поколения к поколению.
  • Способность к труду и целенаправленной деятельности по созданию орудий и предметов культуры.
  • Жизнь в обществе в соответствии с определенными законами и правилами.
  • Наличие нравственных, эстетических, религиозных и других потребностей и ценностей.

Таким образом, поведение человека не задается только инстинктами и биологическими потребностями. Огромную роль играет социальная среда, в процессе взаимодействия с которой формируется личность с присущими только ей взглядами, убеждениями и интересами.

Биологические и социальные черты человека

Человек от рождения наделен определенными биологическими задатками. К ним относятся анатомо-физиологические характеристики (цвет глаз, группа крови, физическая сила, особенности нервной системы и др.), генетически обусловленные свойства (способности, темперамент) и бессознательные формы поведения (безусловные рефлексы, инстинкты).

Однако только благодаря социальному взаимодействию эти задатки превращаются в устойчивые черты личности. В процессе воспитания и научения человек усваивает образцы поведения, моральные и этические нормы, принятые в обществе. Таким образом формируются его ценностные ориентации, интересы, склад ума, манера общения.

На разных этапах жизни ведущую роль играют либо биологические, либо социальные факторы. Но они постоянно взаимодействуют, дополняя друг друга.

Роль труда в формировании социальной сущности

Что социального есть в человеке? Этот вопрос неразрывно связан с понятием трудовой деятельности. Именно труд сыграл решающую роль в превращении обезьяноподобных предков в современного человека.

Согласно теории антропосоциогенеза, появление труда привело к следующим важнейшим последствиям:

  1. Развитие головного мозга и интеллекта – для изготовления и использования орудий требовались сообразительность, смекалка, умение планировать действия.
  2. Возникновение социальной организации – совместный коллективный труд предполагал распределение ролей и взаимопомощь.
  3. Появление членораздельной речи – для передачи опыта и планирования деятельности.

Таким образом, именно трудовая деятельность выделила человека из животного мира и заложила основы его социальной жизни. Недаром даже в современном мире с высоким уровнем автоматизации труд остается важнейшей составляющей самореализации личности.

Человек как существо биосоциальное

Что социального есть в человеке? Этот вопрос часто рассматривают в противовес биологической составляющей. Однако правильнее говорить о человеке как о биосоциальном существе, в природе которого гармонично сочетаются оба начала.

«Биологические и социальные черты человека находятся в диалектическом единстве – они неотделимы друг от друга и лишь в совокупности раскрывают сущность человека».

Проявления социального в человеке (культура, нравственность, творчество) базируются на определенных природных задатках. И наоборот – выживание в современном мире требует развития социально значимых качеств.

Так, известны случаи, когда дети росли вне человеческого общества (например, Маугли). И хотя их организм функционировал вполне нормально, об уровне развития, характерном для социализированного человека, говорить не приходилось.

Таким образом, только будучи существом одновременно биологическим и социальным, человек раскрывает свой уникальный потенциал и предназначение.

Развитие социальности в онтогенезе

Формирование социальной сущности человека происходит постепенно, на протяжении всей его жизни. Уже в младенчестве ребенок активно взаимодействует с матерью, у него формируется эмоциональная привязанность к близким.

В дошкольном возрасте активно развивается речь, ребенок учится играть в коллективе сверстников, проявлять эмпатию и учитывать интересы окружающих. По мере взросления все большее значение приобретает стремление к признанию, уважению со стороны группы. Таким образом, социальные факторы все сильнее влияют на поведение и мировоззрение растущего человека.

Роль социальной среды в развитии личности

Что определяет развитие человека как личности? Это не только биологические предпосылки, но и социальная среда.

Вне окружающих людей, без контактов и взаимодействия формирование ценностей, морали, жизненного опыта невозможно.

Даже беседы с членами семьи, друзьями, сверстниками значительно обогащают внутренний мир ребенка, привносят в него новые представления, дают пищу для размышлений и анализа.

Асоциальное поведение и социальное поведение

Исследования показывают, что лишение полноценных социальных контактов, особенно в детстве, приводит к серьезным нарушениям в поведении.

Такие дети отличаются повышенной тревожностью, неумением выстраивать отношения, строить диалог. У них часто наблюдается отставание в речевом и умственном развитии. Они более склонны к агрессии и асоциальным формам поведения - лжи, жестокости по отношению к животным и другим людям.

Влияние технологий на социальную природу человека

В современном мире все большую роль играют цифровые технологии. С одной стороны, они позволяют расширить круг общения, "приблизить" удаленных друг от друга людей с помощью соцсетей и мессенджеров. Но в то же время они несут в себе угрозу обезличивания, замены реального взаимодействия виртуальным.

То, что есть социального в человеке, частично теряется, когда он предпочитает уединение за компьютером живому диалогу. В этом случае необходимо задуматься, как вернуть приоритет живым отношениям, не потеряв при этом достижения технического прогресса.

Социальные роли

Важным проявлением социальной сущности человека является выполнение им определенных социальных ролей. Речь идет о поведенческих моделях, связанных с местом человека в обществе.

Так, в течение жизни большинство людей последовательно или одновременно выполняют роли сына/дочери, ученика, студента, сотрудника, супруга/супруги, родителя. Каждая роль предполагает определенные права, обязанности и ожидания окружающих.

Социализация индивида

Процесс усвоения социальных ролей, норм поведения и ценностей, позволяющий человеку функционировать в качестве полноценного члена общества, называется социализацией.

Она включает как целенаправленное воспитание (в рамках семьи, образовательных учреждений), так и стихийные влияния - со стороны СМИ, рекламы, неформального общения.

Девиации как "выпадение" из социальных норм

Однако бывают ситуации, когда человек по тем или иным причинам не вписывается в сложившуюся систему норм и ценностей. Это явление называется социальной девиацией.

Среди возможных причин девиаций называют психические отклонения, трудные жизненные обстоятельства, влияние асоциальных групп.

Кризис идентичности в эпоху социальных перемен

Стремительные изменения в жизни общества могут приводить к кризису самоидентификации у многих людей. Прежние ориентиры размыты, а новых еще не сформировалось.

В такие периоды особенно важно обращаться к гуманистическим ценностям, общечеловеческим моральным принципам. Они и лежат в основе социальной сущности человека.

Комментарии