Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. Они оказывают существенное влияние на его мышление, поведение и здоровье. Для того, чтобы лучше разбираться в собственных эмоциональных состояниях и управлять ими, необходимо иметь представление об основных характеристиках и функциях эмоций.
Общая характеристика эмоций
Эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний человека, которые имеют ярко выраженную оценочную окраску. Они возникают как реакция на внешние и внутренние стимулы.
Основными характеристиками эмоций являются:
- Субъективность - эмоции всегда переживаются конкретным человеком и носят личностный характер;
- Полярность - эмоции могут быть положительными или отрицательными;
- Модальность - выделяют базовые и производные эмоции;
- Интенсивность - может варьироваться от слабой до очень сильной;
- Динамичность - эмоции имеют тенденцию возникать, развиваться и проходить за определенное время;
- Влияние на активность - положительные эмоции, как правило, повышают активность человека, отрицательные ее снижают.
Функции эмоций
Эмоции выполняют важнейшие функции в жизнедеятельности человека:
- Сигнальная - информируют о характере ситуации, ее значимости для человека;
- Мотивационная - побуждают и направляют активность на удовлетворение актуальной потребности;
- Регулятивная - регулируют протекание психических и физиологических процессов;
- Коммуникативная - передают информацию о переживаниях человека другим людям;
- Стимулирующая - усиливают или ослабляют активность;
- Защитная - защищают от травмирующих ситуаций;
- Прогностическая - предвосхищают результаты действий.
Характеристика эмоций
Существуют различные классификации эмоций в зависимости от выбранного основания.
По влиянию на активность человека выделяют:
- Стенические эмоции - усиливают энергетический тонус и активируют деятельность (гнев, радость);
- Астенические эмоции - снижают энергетический тонус и ослабляют деятельность (печаль, страх).
По модальности (основные виды) различают:
- Страх;
- Гнев;
- Радость;
- Печаль;
- Отвращение;
- Удивление.
По длительности и интенсивности выделяют:
- Эмоции - кратковременные аффективные реакции (радость, грусть);
- Чувства - более длительные и устойчивые эмоциональные состояния (любовь, ненависть);
- Аффект - бурная кратковременная эмоциональная вспышка (ярость, восторг);
- Настроение - устойчивое эмоциональное состояние, которое окрашивает переживания в течение длительного времени.
Эмоции тесно связаны с потребностно-мотивационной сферой человека. Они отражают значимость ситуаций и событий для удовлетворения его потребностей.
Положительные эмоции, как правило, связаны с удовлетворением потребностей, достижением целей, получением желаемого. Отрицательные эмоции возникают при невозможности удовлетворения важных потребностей, возникновении препятствий для достижения целей.
Интенсивность переживания эмоций зависит от значимости потребности и вероятности ее удовлетворения в данной ситуации. Чем важнее потребность и меньше шансов на ее реализацию, тем сильнее отрицательные эмоции.
Характеристика эмоций у разных людей
Хотя базовый набор эмоций у всех людей приблизительно одинаков, существуют индивидуальные различия в их переживании и проявлении:
- Эмоциональность - общая интенсивность переживания всех эмоций;
- Уровень возбудимости - склонность реагировать сильными эмоциями;
- Уравновешенность - способность контролировать и регулировать свои эмоции;
- Экспрессивность - выраженность проявления эмоций в мимике, жестах, интонации и т.д.
Люди могут существенно различаться по этим показателям в силу как врожденных особенностей темперамента, так и освоенного жизненного опыта эмоциональных реакций.
Также переживание одних и тех же эмоций может сильно варьироваться в разных культурах в связи с принятыми в обществе правилами эмоционального реагирования.
Эмоции и здоровье
Эмоции оказывают значительное влияние на соматическое и психологическое здоровье человека. Положительные эмоции повышают общий тонус организма, улучшают самочувствие и настроение. Отрицательные эмоции, особенно хронические, могут приводить к серьезным функциональным и психосоматическим расстройствам.
Длительные стрессы, вызванные негативными эмоциями, являются причиной многих современных заболеваний - гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка, неврозов и депрессий.
Поэтому эмоциональная саморегуляция и умение управлять собственными эмоциональными состояниями крайне важны для поддержания здоровья и благополучия.
Теории эмоций
В науке существуют различные теории, объясняющие механизмы возникновения и развития эмоций:
- Эволюционная теория - эмоции формировались в процессе эволюции для выживания и адаптации;
- Периферическая теория - эмоции возникают под влиянием изменений во внутренних органах и сосудах;
- Когнитивная теория - на возникновение эмоций влияет оценка ситуации и соотнесение ее со своими целями;
- Психоаналитическая теория - источником многих эмоций является бессознательная сфера психики.
Однако единой общепринятой теории эмоций в настоящее время не существует. Скорее всего, в формировании эмоциональных реакций человека задействован весь комплекс физиологических, психологических и социальных факторов.
Регуляция и саморегуляция эмоций
Для нормального психологического функционирования человека важно уметь регулировать собственные эмоции. Существуют различные способы эмоциональной саморегуляции:
- Когнитивная переоценка ситуации;
- Отвлечение и переключение внимания;
- Мышечное расслабление;
- Дыхательные упражнения;
- Использование юмора.
Также эффективными методами регуляции эмоций являются занятие спортом, медитация, аутотренинг, ведение дневника эмоций и некоторые другие.
Овладение навыками управления собственными эмоциями повышает стрессоустойчивость, улучшает межличностные отношения, способствует достижению целей и переживанию субъективного благополучия.
Влияние эмоций на память и внимание
Эмоции оказывают существенное влияние на такие познавательные процессы, как память и внимание.
События и факты, которые сопровождались сильными переживаниями, как правило, лучше запоминаются. Это связано с тем, что эмоции усиливают консолидацию следов памяти и облегчают последующее воспроизведение информации.
Однако чрезмерно сильные отрицательные эмоции могут нарушать концентрацию внимания и ухудшать запоминание. Например, сильный испуг или гнев сужают фокус внимания, не позволяя человеку адекватно воспринимать происходящее.
Культурные различия в эмоциях
Хотя базовые эмоции у представителей разных культур схожи, существуют определенные культурные различия в их проявлении и оценке:
- В некоторых культурах открытое выражение эмоций поощряется, в других - сдерживается;
- Отношение к положительным и отрицательным эмоциям может различаться;
- Приемлемая интенсивность выражения тех или иных эмоций зависит от культурных норм;
- Культура влияет на склонность переживать те или иные эмоции в определенных ситуациях.
Так, представители западных культур чаще показывают гнев в конфликтных ситуациях, в то время как в восточных культурах гнев считается неприемлемым для открытого выражения.
Гендерные различия в эмоциях
Существуют определенные гендерные различия в переживании и проявлении эмоций между мужчинами и женщинами:
- Женщины более эмоциональны;
- Женщины чаще и интенсивнее выражают такие эмоции как страх, печаль, счастье;
- Мужчины реже и слабее выражают эмоции, особенно отрицательные;
- Мужчины чаще испытывают гнев и раздражение в стрессовых ситуациях.
Однако, несмотря на статистические различия между мужчинами и женщинами, эмоциональные реакции в большей степени зависят от индивидуальных особенностей конкретного человека.
Эмоции и личность
Характер переживания и проявления эмоций тесно связан с личностными особенностями человека.
Существуют следующие индивидуальные различия:
- Эмоциональная чувствительность и реактивность;
- Эмоциональная ригидность vs изменчивость;
- Эмоциональная зрелость и адекватность реакций;
- Тревожность как устойчивая склонность испытывать беспокойство и страх;
- Экстравертированность vs интровертированность.
Люди с разными личностными чертами по-разному эмоционально реагируют на одни и те же события и ситуации.
Эмоциональный интеллект
Способность понимать эмоции других людей, а также регулировать собственные эмоции и чувства называется эмоциональным интеллектом.
В структуру эмоционального интеллекта входят:
- Самосознание своих эмоций;
- Управление и регулирование эмоциями;
- Самомотивация и контроль импульсивности;
- Эмпатия и распознавание эмоций других;
- Умение выстраивать межличностные отношения.
Высокоразвитый эмоциональный интеллект имеет большое значение для успешности в профессиональной и личной жизни.
Развитие эмоций в онтогенезе
В процессе индивидуального развития ребенка происходит постепенное усложнение и совершенствование его эмоциональной сферы.
На ранних этапах преобладают базовые эмоции, которые по мере взросления дифференцируются, приобретают большую глубину и осознанность.
Под влиянием воспитания и накопления социального опыта эмоциональные реакции ребенка становятся все более адекватными и социально приемлемыми в своих проявлениях.
Основные этапы развития эмоций у детей:
- Младенчество - преобладание выраженных положительных и отрицательных эмоциональных состояний;
- Раннее детство - появление первых социальных эмоций;
- Дошкольный возраст - дифференциация и осознание отдельных эмоций;
- Младший школьный возраст - развитие эмпатии и более тонкая регуляция эмоциональных реакций;
- Подростковый возраст - бурное развитие эмоциональной сферы.
К концу подросткового возраста эмоции человека во многом приобретают те формы, которые сохраняются на протяжении всей взрослой жизни.
Нарушения эмоциональной сферы
Существует ряд психических расстройств, при которых страдает эмоциональная сфера:
- Депрессии характеризуются преобладанием устойчивого сниженного настроения и потерей интереса и способности к переживанию радости;
- При маниакальных состояниях, наоборот, преобладает неадекватно приподнятое настроение, эйфория, необоснованный оптимизм;
- Панические атаки проявляются внезапными приступами сильнейшей тревоги и страха;
- Посттравматическое стрессовое расстройство характеризуется навязчивыми воспоминаниями и переживаниями перенесенной психологической травмы.
Эти и другие эмоциональные нарушения могут значительно снижать качество жизни человека, нарушать его социальное и профессиональное функционирование.
Методы коррекции эмоциональных нарушений
Для нормализации эмоционального состояния при различных расстройствах используются следующие методы:
- Психотерапия;
- Медикаментозное лечение антидепрессантами, транквилизаторами и стабилизаторами настроения при необходимости;
- Арт-терапия;
- Тренинги эмоциональной саморегуляции;
- Аутогенная и психорегулирующая тренировка;
- Техники релаксации и медитации.
Ключевым моментом в преодолении эмоциональных расстройств является помощь в выработке адаптивных копинг-стратегий реагирования на стрессовые ситуации при обязательной психологической поддержке.