Аттитюд - это важное понятие в психологии

Аттитюд (социальная установка) - важное понятие в социальной психологии, обозначающее готовность человека воспринимать определенным образом и действовать в отношении того или иного объекта или явления.

История изучения аттитюда

Понятие "аттитюд" было введено известным американскими социологами Уильямом Томасом и Флорианом Знанецким в 1918 году. Они проводили исследование адаптации польских крестьян-иммигрантов в Европе и Америке и обнаружили, что скорость адаптации зависит от целей и "внутренней установки" иммигрантов.

Это открытие вызвало большой интерес к феномену аттитюда в научном сообществе. Психологи активно занялись изучением данного понятия, дискуссиями о его определении и попытками разработать методы измерения аттитюдов.

Структура и функции аттитюда

Согласно наиболее распространенной трехкомпонентной модели аттитюда, предложенной М. Смитом, он включает в себя:

  • Когнитивный компонент (знания, мнения об объекте);
  • Эмоциональный компонент (чувства по отношению к объекту);
  • Поведенческий компонент (готовность действовать определенным образом).

Эти компоненты взаимосвязаны, изменение одного влияет на другие. Аттитюд проявляется в оценках, мнениях и поведении человека.

Выделяются различные функции, которые выполняет аттитюд:

  1. Адаптивная - помогает достигать целей.
  2. Защитная - снижает тревогу, сохраняет самооценку.
  3. Выражение ценностей - позволяет выразить свою индивидуальность.
  4. Познавательная - упрощает восприятие информации.

Формирование аттитюдов

Существует несколько подходов, объясняющих как формируются аттитюды.

Бихевиористский подход

Утверждает, что аттитюды формируются под воздействием внешних стимулов, без активного участия самого человека. К факторам, влияющим на формирование аттитюдов, относят:

  • Подкрепление (поощрение/наказание);
  • Имитацию (копирование моделей);
  • Классическое обусловливание (ассоциация стимулов).

Когнитивный подход

Предполагает, что человек анализирует информацию и на основе логических рассуждений сам формирует свои аттитюды. Ключевые теории - теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория самовосприятия Д. Бема.

Генетический подход

Согласно этому подходу, на формирование аттитюдов в первую очередь влияют врожденные факторы, такие как темперамент, характер, особенности нервной системы.

Также существуют структурный и мотивационный подходы к объяснению формирования аттитюдов. Все они вносят вклад в понимание данного психологического феномена.

Аттитюд и поведение

В 1934 году психолог Ричард Лапьер продемонстрировал в своем исследовании, что аттитюды не всегда согласуются с реальным поведением людей. Это явление получило название "парадокс Лапьера" .

Несоответствие аттитюдов и поведения может объясняться влиянием ситуационных факторов, а также различиями в подверженности людей этому влиянию.

Тем не менее, при прочих равных условиях, аттитюды могут достаточно точно предсказывать поведение. Особенно если речь идет об аттитюдах по отношению к конкретным действиям.

Аттитюд это в психологии сложный феномен, требующий дальнейшего изучения с применением современных методов. На сегодняшний день не существует однозначного объяснения всех закономерностей формирования и функционирования аттитюдов.

Измерение аттитюдов

Для изучения аттитюдов психологами были разработаны специальные методики. Наиболее известными являются шкалы Лайкерта и Терстоуна. Они позволяют на основе ответов человека численно оценить его аттитюды по отношению к различным объектам и явлениям.

Методика Терстоуна

Представляет собой набор утверждений, с которыми испытуемый выражает ту или иную степень согласия. Например: "Смертная казнь должна быть отменена". Чем больше согласия с позитивными утверждениями и несогласия с негативными - тем благоприятнее аттитюд.

Методика Лайкерта

Заключается в оценке ряда характеристик объекта по шкале. Например: "Насколько, по-вашему, курение вредно для здоровья: 1 - совсем не вредно, 5 - очень вредно".

Влияние аттитюдов на восприятие

Согласно эффекту "что ищем, то и видим", наши аттитюды влияют на восприятие информации. Мы склонны замечать и запоминать факты, которые согласуются с нашим мнением, и игнорировать или искажать те, которые ему противоречат.

Когнитивные искажения

В психологии выделяют различные виды систематических ошибок восприятия, порождаемых предубеждениями и стереотипами:

  • Эффект ореола;
  • Эффект первичности;
  • Иллюзорная корреляция.

Изменение аттитюдов

Целенаправленное изменение аттитюдов является важной задачей психологического консультирования и психотерапии. Оно может помочь клиенту преодолеть внутриличностные конфликты, наладить отношения с другими людьми.

Методы воздействия

Для изменения аттитюдов применяют:

  1. Убеждение.
  2. Подражание.
  3. Идентификацию.

Выбор конкретного метода зависит от причин и механизмов формирования аттитюда, а также от индивидуально-психологических особенностей человека.

Убеждение как метод изменения аттитюдов

Убеждение - это воздействие с помощью логических доводов и фактов. Эффективность этого метода зависит от:

  • Доверия к источнику информации;
  • Убедительности и непротиворечивости аргументов;
  • Вовлеченности человека в проблему.

Приемы убеждающей коммуникации

Для повышения результативности убеждения используют такие приемы как:

  1. Контраст - сопоставление противоположных точек зрения.
  2. Ссылка на авторитеты.
  3. Обращение к личному опыту.

Подражание при формировании аттитюдов

Подражание - неосознанное копирование аттитюдов значимых людей или групп. Это один из ведущих механизмов в детском и подростковом возрасте.

Факторы эффективности

На склонность к подражанию влияют:

  • Престиж и авторитет "модели";
  • Сходство с ней;
  • Численность группы.

Идентификация и аттитюды

Идентификация - бессознательное отождествление индивида с другим человеком или группой. Приводит к глубинным личностным изменениям.

Механизмы

В основе идентификации лежат:

  1. Подсознательые защитные реакции.
  2. Подражание.
  3. Интроекция (включение в свой внутренний мир).

Идентификация является мощным, но сложным для контроля способом влияния на аттитюды.

Проблема согласованности аттитюдов

Зачастую у человека формируются противоречивые, несогласованные аттитюды. Это может приводить к внутриличностным конфликтам и снижению психологического благополучия.

Причины несогласованности

К причинам несогласованности аттитюдов относят:

  • Противоречия между желаемым и действительным;
  • Расхождение между сознательными установками и бессознательными мотивами;
  • Несоответствие между значимостью проблемы и информированностью о ней.

Пути преодоления

Для преодоления несогласованности используют:

  1. Самоанализ и рефлексию.
  2. Консультирование.
  3. Когнитивно-поведенческую психотерапию.

Гендерные различия аттитюдов

Исследования показывают наличие некоторых типичных различий в аттитюдах мужчин и женщин. Например, женщины чаще, чем мужчины:

  • Обеспокоены межличностными отношениями;
  • Эмоционально реагируют на проблемы других людей.

Причины гендерных различий

К причинам этих различий относят:

  1. Биологические факторы.
  2. Гендерные стереотипы.
  3. Различия гендерной социализации.

Возрастная динамика аттитюдов

Аттитюды человека претерпевают значительные изменения на протяжении жизни. Наиболее подвижны они в детском и юношеском возрасте.

Особенности детских аттитюдов

Детские аттитюды характеризуются:

  • Ситуативностью;
  • Подверженностью влиянию;
  • Несогласованностью.

Динамика в юношестве

В подростковом и юношеском возрасте происходит:

  1. Развитие самосознания.
  2. Поиск идентичности.
  3. Формирование мировоззрения.

Эти процессы сопровождаются бурными изменениями аттитюдов, их дифференциацией и интеграцией.

Влияние аттитюдов родителей

Аттитюды родителей оказывают влияние на формирование аттитюдов детей через:

  • Подражание;
  • Идентификацию;
  • Интериоризацию требований и норм.

Факторы сходства

На степень сходства аттитюдов родителей и детей влияют:

  1. Характер привязанности.
  2. Стиль воспитания.
  3. Пол и возраст ребенка.
Комментарии