Генезис в психологии: что это такое, история формирования науки

Генезис в психологии - это начальный этап формирования психологии как науки. Для того, чтобы понять современное состояние психологической теории, необходимо проследить основные вехи ее развития.

Зарождение психологической мысли

Первые психологические идеи появились еще в глубокой древности. Древние философы размышляли о природе души, разума, мышления. Однако генезис в психологии начался позднее, с формированием психологии как самостоятельной области знания.

Психология долгое время развивалась в рамках философии и лишь в середине XIX века обособилась в отдельную науку.

Важнейшими вехами в генезисе психологической теории стали:

  • Создание первой психологической лаборатории В. Вундтом в 1879 году
  • Формирование бихевиоризма, рассматривающего поведение как предмет психологии
  • Появление психоанализа З. Фрейда, исследующего бессознательное
  • Разработка гештальтпсихологии, изучающей целостные психические образования

Эти и другие концепции заложили фундамент современной психологической науки. Генезис в психологии - это длительный процесс накопления знаний, поиска методов исследования психики.

Развитие психологии в России

Российская психологическая мысль также прошла определенные этапы развития. Первоначально психология развивалась под влиянием идей западноевропейских ученых.

Однако в XX веке появились оригинальные отечественные психологические теории, получившие мировое признание. Среди них:

  1. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского, рассматривающая развитие психики в контексте культуры
  2. Деятельностный подход А.Н. Леонтьева, анализирующий психику через призму деятельности
  3. Теория установки Д.Н. Узнадзе, вводящая понятие бессознательного

Таким образом, генезис в психологии в России также насчитывает более чем вековую историю с богатыми традициями и достижениями.

Современное состояние

В настоящее время психология переживает бурный рост. Появляются все новые направления, разрабатываются оригинальные подходы. Можно выделить несколько ведущих тенденций:

  • Гуманизация психологии, усиление внимания к человеку
  • Плюрализм концепций и подходов
  • Интеграция с другими науками (физиологией, информатикой и др.)
Год Событие
1879 Основание первой психологической лаборатории В. Вундтом
1890 Создание психоанализа З. Фрейдом
1920 Появление бихевиоризма

Таким образом, на протяжении полутора веков психология прошла сложный путь становления, накопления фактов, разработки теорий. Генезис в психологии был непростой процесс, полный драматических открытий и разочарований. И сегодня эта наука переживает новый виток развития.

Портрет пожилого профессора, задумчиво смотрящего в камеру

Психология в СССР

Особое место в генезисе психологической теории занимает советский период. Под влиянием марксистско-ленинской идеологии в советской России сформировалась уникальная психологическая школа.

Ее основные черты:

  • Опора на практику, изучение психики в трудовой деятельности
  • Упор на сознательные, рациональные аспекты психики
  • Отрицание бессознательного и влечений как предмета психологии

Ведущими фигурами советской психологии являлись С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и другие ученые. Ими был разработан культурно-исторический подход к развитию психики, оказавший значительное влияние на мировую психологию.

Гуманистическая психология

Важным этапом в генезисе психологической теории стало зарождение в середине XX века гуманистической психологии .

Ее основные принципы:

  1. Признание уникальности личности
  2. Стремление человека к личностному росту
  3. Единство личности и ее поведения

Гуманистическая психология противопоставила себя как психоанализу с его акцентом на патологии, так и бихевиоризму с его механистическим подходом к человеку.

Гуманисты утверждали целостность человеческой личности и ее стремление к самоактуализации.
Вид сверху на старинный деревянный рабочий письменный стол, загроможденный бумагами, книгами и письменными принадлежностями

Когнитивная революция

Еще одной важной вехой стала когнитивная революция 1950-1960-х годов. Она ознаменовала повышенный интерес психологов к познавательным процессам:

  • Восприятию
  • Мышлению
  • Решению задач
  • Языку и речи

Были разработаны компьютерные модели когнитивных функций, заложены основы когнитивной психологии.

Современные тенденции

В настоящее время можно говорить о нескольких активно развивающихся направлениях в психологии:

  1. Эволюционная психология, изучающая адаптивное значение психических функций
  2. Нейропсихология, исследующая связь психики и мозга
  3. Позитивная психология, ориентированная на сильные стороны человека

Таким образом, генезис психологической теории продолжается, порождая все новые идеи и открытия. Какие парадигмы ждут психологию в будущем - покажет время.

Культурно-исторический подход

Одним из важнейших достижений отечественной психологии стал культурно-исторический подход, разработанный Л.С. Выготским и его учениками.

Основные положения этого подхода:

  • Психика человека носит социально-исторический характер
  • Высшие психические функции формируются в процессе усвоения культурных средств
  • Ведущая роль принадлежит знаковым системам, прежде всего языку

Культурно-исторический подход оказал огромное влияние на развитие детской и педагогической психологии.

Гештальтпсихология

В начале XX века появилось влиятельное направление - гештальтпсихология. Ее основные принципы:

  1. "Целое больше, чем сумма частей" - психика образует целостные структуры
  2. Фигура и фон - объект всегда воспринимается на каком-то фоне
  3. Изоморфизм - структура переживаний соответствует структуре воспринимаемых объектов

Гештальтисты внесли большой вклад в изучение зрительного восприятия, мышления, творчества. Их идеи о целостности психических процессов не потеряли актуальности и сегодня.

Глубинная психология

В начале XX века швейцарский психиатр К.Г. Юнг разработал оригинальную концепцию глубинной психологии.

Ее характерные черты:

  • Признание коллективного бессознательного
  • Архетипы как изначальные психические структуры
  • Символическая природа сновидений и фантазий

Идеи Юнга оказали глубокое влияние не только на психологию, но и на культуру XX века - литературу, кино, изобразительное искусство.

Постмодернизм в психологии

На рубеже XX-XXI веков наметилась новая тенденция - постмодернизм в психологии. Для него характерно:

  • Отрицание "больших нарративов" и универсальных теорий
  • Внимание к индивидуальному жизненному опыту человека
  • Интерпретация в противовес объяснению

Постмодернизм внес существенные коррективы в методологию психологической науки конца XX века.

Бихевиоризм

Важное место в истории психологии занимает бихевиоризм, возникший в 1910-1920-х годах. Его особенности:

  • Изучение объективно наблюдаемого поведения
  • Поведение формируется в процессе научения
  • Отказ от субъективных переживаний как предмета анализа

Бихевиоризм внес значительный вклад в разработку методов объективного исследования и формирования желаемых форм поведения.

Феноменология

Феноменологическое направление, основанное Э. Гуссерлем, также повлияло на развитие психологии. Для него характерно:

  1. Внимание к феноменам сознания
  2. "Заключение в скобки" объективного мира
  3. Поиск эйдетических сущностей

Феноменология утверждает субъективный, внутренний мир человека в качестве предмета психологического исследования.

Ассоциативная психология

Еще одно влиятельное направление - ассоциативная психология, в основе которой лежит принцип ассоциаций.

Для нее характерно:

  • Представление о связи психических элементов
  • Закон силы и частоты ассоциаций
  • Роль ассоциаций в обучении и памяти

Ассоцианизм внес вклад в понимание механизмов научения и запоминания.

Гуманистический психоанализ

В 1940-1950-х годах появляется гуманистический психоанализ, представленный К. Хорни, Э. Фроммом и др.

Для него характерно:

  • Акцент на социальных факторах развития личности
  • Идея самоактуализации
  • Гуманистическая переориентация психоанализа

Гуманистический психоанализ сблизил психоаналитическую теорию с гуманистической психологией.

Психоанализ и искусство

Идеи психоанализа оказали глубокое влияние на развитие искусства XX века. Многие писатели, художники, режиссеры испытали на себе воздействие фрейдистских концепций бессознательного, влечений, сновидений.

В частности, психоаналитические мотивы проявились в творчестве:

  • Писателей: Ф. Кафки, Т. Манна, М. Пруста
  • Художников-сюрреалистов: С. Дали, М. Эрнста
  • Кинорежиссеров: А. Хичкока, Д. Линча

Таким образом, идеи психоанализа вышли далеко за рамки собственно психологии, оказав мощное культурное воздействие.

Этические проблемы психоанализа

Вместе с тем сам психоанализ подвергался этической критике. Особое возмущение вызывал метод свободных ассоциаций, предполагавший обсуждение интимных переживаний и фантазий пациента.

С этической точки зрения спорными представлялись:

  1. Применение психоанализа к детям
  2. Использование метода гипноза
  3. Интерпретация сновидений и оговорок пациента

Эти проблемы вызывали дискуссии в психологическом сообществе на протяжении десятилетий.

Неофрейдизм

Попыткой модернизации психоанализа стал неофрейдизм середины XX века. Его представители:

  • К. Хорни - теория базальной тревоги
  • Э. Фромм - идея социального характера
  • Г.С. Салливен - межличностная теория психиатрии

Неофрейдисты ввели в психоанализ социокультурный контекст, что сблизило его с гуманистической психологией.

Арт-терапия

Особым приложением идей психоанализа стала арт-терапия - лечение искусством. Она базируется на следующих принципах:

  1. Символическая природа художественного творчества
  2. Катарсический эффект выражения переживаний
  3. Диагностические возможности анализа продуктов творчества

Арт-терапия применяет различные виды искусства - живопись, музыку, танец и др. Она широко используется для реабилитации и личностного роста.

Гештальт-терапия

Одним из важных приложений идей гештальтпсихологии стала разработанная в 1960-х гг. гештальт-терапия. Ее основатели - Ф. Перлз, Р. Хайферлайн, П. Гудмен.

Основные принципы гештальт-терапии:

  • Целостный подход к личности пациента
  • Акцент на актуальных переживаниях "здесь и теперь"
  • Использование техник осознавания и выражения чувств

Гештальт-терапия эффективна при работе с различными психологическими и поведенческими проблемами.

Психосинтез Р. Ассаджиоли

Итальянский психиатр Р. Ассаджиоли разработал систему психосинтеза - концепцию личностного развития и терапии. Ее основные компоненты:

  1. Работа с подсознанием и воображением
  2. Интеграция полярностей личности
  3. Синтез материальной и духовной сфер

Психосинтез нацелен на гармоничное развитие и осознанный выбор в кризисных ситуациях.

Гуманистическая педагогика

Гуманистическая психология оказала влияние и на реформаторскую педагогику второй половины XX века. Ее приоритеты:

  • Свободное развитие ребенка
  • Педагогика сотрудничества
  • Творческая самореализация

Гуманистическая педагогика ассоциируется с именами Р. Штайнера, М. Монтессори, С. Френе, К. Роджерса.

Трансперсональная психология

Еще одно влиятельное направление, инспирированное идеями гуманистов - трансперсональная психология, изучающая измененные состояния сознания и духовный опыт. Она исследует:

  1. Мистические переживания
  2. Состояние потока
  3. Творческое вдохновение

Трансперсональная психология связана с именами С. Грофа, К. Уилбера, С. Грофа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.