Педагогическое общение: что это значит?

Педагогическое общение это профессиональное взаимодействие между педагогом и учениками, направленное на достижение образовательных целей. Оно включает в себя разнообразные формы коммуникации, используемые в учебно-воспитательном процессе.

Сущность педагогического общения

Педагогическое общение это многоплановый процесс, в рамках которого происходит установление контакта между педагогом и учениками, организация их взаимодействия, обмен информацией, знаниями, идеями. Благодаря общению устанавливается взаимопонимание сторон, что способствует эффективной совместной работе.

Педагогическое общение это основа любого образовательного процесса. Без налаживания коммуникаций между его участниками невозможна полноценная реализация обучающих и воспитательных задач.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение выполняет ряд важных функций:

  • Информационная - передача знаний, опыта от педагога к ученикам
  • Регулятивная - управление поведением и деятельностью учащихся
  • Побудительная - мотивация и стимулирование активности
  • Эмотивная - установление определенного эмоционального контекста
  • Контактная - установление взаимопонимания и доверия

Реализация этих функций обеспечивает продуктивность совместной работы педагога и учеников, позволяет добиваться поставленных образовательных целей.

Средства осуществления педагогического общения

Педагогическое общение это использование разнообразных средств коммуникации, осуществление обмена информацией между педагогом и учениками. К основным средствам относятся:

  1. Вербальные средства
      Устная речь (лекции, объяснения, вопросы, диалог) Письменная речь (письменные задания, контрольные, проверочные работы)
  2. Невербальные средства
      Жесты, мимика, пантомимика Интонации голоса Визуальный контакт

Гармоничное использование вербальных и невербальных элементов общения педагогом позволяет усилить воздействие на учеников, повысить эффективность усвоения ими материала.

Учительница беседует с ученицей, слушая с эмпатией.

Стили педагогического общения

Педагогическое общение это процесс взаимодействия, имеющий различные стили и формы. Традиционно выделяют три основных стиля общения педагога с учениками:

  1. Демократический
  2. Авторитарный
  3. Либеральный

Рассмотрим их более подробно.

Демократический стиль педагогического общения

Демократический стиль основан на принципах равенства педагога и учеников, уважительного отношения друг к другу. Педагог выступает в роли старшего товарища, наставника, помощника.

Характерные черты демократического стиля:

  • Учет индивидуальных особенностей учеников
  • Поощрение самостоятельности и инициативы
  • Доброжелательный стиль общения
  • Доступность для общения в любых ситуациях

Данный стиль способствует установлению отношений сотрудничества, доверия, взаимопонимания между педагогом и учениками, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

Три ученика сосредоточено работают в команде над проектом в современном классе

Авторитарный стиль

Авторитарный стиль основан на безоговорочном подчинении педагогу. Учитель занимает доминирующее положение, единолично принимает решения, устанавливает жесткие требования.

Характерные черты авторитарного стиля:

  • Приказной тон в общении
  • Негативные оценки и замечания
  • Отсутствие эмпатии
  • Жесткий контроль

Такой стиль общения сковывает инициативу учеников, подавляет их индивидуальность, способствует развитию конфликтов и непонимания со стороны учащихся.

Либеральный стиль

Либеральный стиль отличается вседозволенностью. Педагог устанавливает минимум требований, предоставляя ученикам максимум свободы.

Для либерального стиля характерно:

  • Отсутствие контроля
  • Редкие замечания и наказания
  • Безынициативность педагога
  • Хаотичность в работе

Такой стиль приводит к снижению дисциплины и падению успеваемости учеников, поскольку у них пропадает мотивация к обучению.

Требования к педагогу для эффективного общения

Для того чтобы педагогическое общение было успешным и продуктивным, педагог должен обладать определенным набором качеств:

  • Коммуникабельность
  • Доброжелательность и открытость по отношению к ученикам
  • Умение слушать и слышать собеседника
  • Эмпатия, способность ставить себя на место ученика
  • Позитивный настрой
  • Гибкость и креативность мышления

Такие качества позволяют педагогу выстраивать продуктивный диалог с учениками, налаживать с ними отношения взаимопонимания, сотрудничества и доверия.

Барьеры в педагогическом общении

В процессе общения между педагогами и учениками могут возникать определенные барьеры - психологические препятствия, мешающие эффективному взаимодействию. К таким барьерам относятся:

  1. Непонимание позиции ученика
  2. Авторитарный стиль общения
  3. Отсутствие обратной связи от учеников
  4. Проявление негативных эмоций
  5. Несовпадение ценностных ориентаций сторон

Преодоление этих препятствий - одна из важнейших задач педагога для построения эффективного диалога с учениками.

Роль педагогического общения в образовательном процессе

Педагогическое общение играет ключевую роль в организации продуктивного образовательного процесса. Благодаря общению педагог имеет возможность:

  • Донести до учеников необходимый учебный материал
  • Заинтересовать их в обучении
  • Мотивировать к более глубокому изучению предмета
  • Отслеживать степень усвоения знаний по обратной связи от учащихся
  • Сформировать у учеников определенные личностные качества и убеждения

Таким образом, педагогическое общение является мощным инструментом для достижения образовательных целей - передачи знаний и воспитания личности.

Для улучшения качества педагогического общения можно использовать различные методы.

Повышение психолого-педагогической квалификации

Это может включать в себя:

  • Самообразование по литературе
  • Посещение специализированных семинаров и курсов
  • Обмен опытом с коллегами
  • Анализ учебных видеоматериалов

Использование активных методов обучения

К которым относятся дискуссии, проектная деятельность, деловые игры. Они способствуют развитию коммуникативных навыков как педагога, так и учеников.

Анализ педагогом собственной деятельности, эффективности применяемых методик и приемов общения с учениками.

Преимущества эффективного педагогического общения

Качественное педагогическое общение, основанное на принципах взаимоуважения, доверия и сотрудничества между педагогом и учениками, дает целый ряд преимуществ:

  • Повышение мотивации и интереса учащихся к учебе
  • Более высокий уровень усвоения знаний
  • Активное вовлечение учеников в образовательный процесс
  • Развитие их творческой инициативы и самостоятельности
  • Создание благоприятной психологической атмосферы в классе

Эффективный педагог как образец для учеников

Умелое использование приемов педагогического общения само по себе служит воспитательной функции, формируя у учащихся коммуникативные навыки и модели поведения.

Дети в силу возрастных особенностей склонны подражать поведению значимых взрослых. Таким образом, педагог в процессе общения должен демонстрировать эталон конструктивного диалога.

Трудности становления педагогического мастерства

Формирование компетентности в области педагогического общения - сложный и длительный процесс, предполагающий работу педагога над собой. На пути к профессиональному совершенствованию ему приходится преодолевать ряд объективных трудностей:

  1. Недостаточно сформированные коммуникативные умения
  2. Трудности в установлении контакта с некоторыми учениками
  3. Проблемы подбора индивидуального подхода

Задачи педагога по совершенствованию профессиональных навыков

Для того чтобы преодолевать подобные трудности, педагогу необходимо:

  • Постоянно анализировать собственную деятельность
  • Выявлять и устранять недостатки в общении
  • Осваивать новые эффективные приемы коммуникации
  • Повышать уровень теоретической подготовки в области педагогики и психологии

Перспективы развития педагогического общения

В современном динамично меняющемся мире перед системой образования встают новые задачи. В этих условиях возрастает роль педагогического общения как инструмента передачи не только знаний, но и жизненного опыта подрастающему поколению.

Основные векторы развития:

  1. Построение общения на принципах субъект-субъектных отношений
  2. Интеграция современных технических средств коммуникации в рамках педагогического процесса
  3. Создание и внедрение инновационных методик, повышающих эффективность восприятия учебной информации

Роль педагогического общения в современной школе

В условиях реформирования системы образования и перехода на новые федеральные государственные стандарты особенно возрастает значение педагогического общения.

Оно призвано решать такие важные задачи современной школы как:

  • Формирование ключевых компетенций учащихся
  • Развитие их креативности и критического мышления
  • Подготовка к самореализации в условиях высокотехнологичного общества

Новые форматы педагогического взаимодействия

Достижение этих целей требует внедрения инновационных форматов общения, таких как:

  • Проектная деятельность в малых группах
  • Дистанционный формат на основе цифровых технологий
  • Тренинги и мастер-классы с приглашенными специалистами

Новые требования к квалификации педагогов

Внедрение современных форм общения предъявляет и новые требования к квалификации педагогов. Им необходимо:

  1. Владеть цифровыми технологиями
  2. Уметь организовывать проектную работу
  3. Вести дистанционное консультирование и поддержку учеников

Пути оптимизации педагогического общения

Для повышения эффективности педагогического взаимодействия можно предложить ряд мер:

  • Проведение тренингов для педагогов по развитию коммуникативной компетенции
  • Внедрение техник активного и эмпатийного слушания
  • Использование обратной связи от учеников для корректировки стиля общения

Персонифицированный подход

Еще одним важным направлением оптимизации является построение педагогического взаимодействия на основе личностно-ориентированного и персонифицированного подхода. Это предполагает:

  1. Учет интересов, мотивации и психологических особенностей каждого ученика
  2. Выбор индивидуальных методик и форматов общения
  3. Личностный рост и развитие способностей учащихся
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.