Периодизация психического развития ребенка Элькониным: основные этапы

Психическое развитие ребенка - фундаментальный процесс формирования личности. От того, как он пройдет, зависит будущее человека. Периодизация Д.Б. Эльконина позволяет глубже понять закономерности этого уникального явления.

Основы периодизации Эльконина

В основе периодизации Эльконина лежит понимание двух систем отношений:

  • "ребенок - общественный предмет"
  • "ребенок - общественный взрослый"

Первая отвечает за операционно-техническую сферу, вторая - за мотивационно-потребностную. Эти две линии развития чередуются, определяя смену этапов.

Каждому типу отношений соответствует свой ведущий вид деятельности , в рамках которого он реализуется. Эльконин выделяет 3 эпохи, каждая из которых включает 2 периода. Границы этапов обозначены кризисами развития .

Младенчество

Периодизация возраста по Эльконину начинается с младенчества, охватывающего первый год жизни ребенка. Его социальная ситуация определяется полной зависимостью малыша от взрослого при отсутствии собственных средств коммуникации.

Выделяют раннее (0-6 месяцев) и позднее (6-12 месяцев) младенчество. Разница заключается в преобладающем типе общения и психических функциях:

Раннее Позднее
Ситуативно-личностное общение Ситуативно-деловое общение
Развитие восприятия Развитие моторики

Ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

Период завершается кризисом 1 года , связанным с расхождением между потребностями ребенка и его возможностями.

Раннее детство

Следующий этап охватывает возраст от 1 до 3 лет. Его социальная ситуация - расширение ориентировки ребенка в окружающем мире при сохранении тесной связи со взрослым.

Ведущей становится предметная деятельность , в рамках которой малыш осваивает функции предметов при поддержке старших.

Выделяют 2 фазы в развитии речи:

  1. Усвоение слов, названий (1-1,5 года)
  2. Активное использование в общении (1,5-3 года)

Раннее детство завершается кризисом 3 лет , связанным с осознанием ребенком себя как субъекта деятельности.

Дошкольный возраст

Следующий период охватывает 3-6 лет. Его социальная ситуация определяется расширением круга общения ребенка при сохранении ведущей роли семьи.

Ведущим видом деятельности становится игра, в которой отражаются представления об окружающем мире.

В этот период интенсивно развиваются воображение, внимание, память. Формируются навыки ролевого поведения.

Дошкольное детство заканчивается кризисом 7 лет . Его критерии - появление внутренней жизни ребенка, опосредование его отношений с миром.

Младший школьный возраст

7-10 лет - период вхождения в школьную жизнь. Социальная ситуация ребенка кардинально меняется.

Критерии периодизации Эльконина предполагают смену ведущей деятельности на учебную. Это накладывает отпечаток на все стороны развития.

В частности, интенсивно развиваются познавательные и логические способности ребенка, формируются учебные навыки.

Задумчивая девушка-подросток

Подростковый возраст

Следующий этап охватывает 10-15 лет. Его социальная ситуация связана с половым созреванием и активным взаимодействием со сверстниками.

Центральным становится общение в его различных формах, отражающее стремление найти свое место в обществе.

Особенности развития в подростковом возрасте

Для подростков характерны повышенная эмоциональность, импульсивность, лабильность настроения. Происходят бурные физиологические изменения.

Ведущей потребностью становится общение и принадлежность к референтной группе. Подростки много времени проводят со сверстниками, ориентируясь на их мнения и оценки.

Когнитивное развитие в подростковом возрасте

У подростков интенсивно развиваются интеллектуальные способности, абстрактное мышление, рефлексия.

Формируется теоретическое, формально-логическое мышление. Подростки способны рассуждать о гипотетических ситуациях, строить умозаключения.

Личностное развитие

Ключевым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости и становление самосознания. Подросток начинает задумываться о своем характере, способностях, внешности.

Формируется собственная шкала ценностей, жизненные планы, мечты и идеалы. Происходит усвоение морально-этических норм общества.

Завершение подросткового возраста

Подростковый возраст завершается в 15-17 лет. Происходит физическое созревание организма, стабилизация самосознания и мировоззрения.

Меняется социальное положение: старшие подростки начинают взрослую, самостоятельную жизнь или готовятся к ней.

Ранняя юность как новый этап развития

После 15-17 лет наступает период ранней юности, знаменующий переход ко взрослой жизни. Меняется деятельность, круг общения, социальная позиция.

Центральное место занимает учебно-профессиональная деятельность , связанная с освоением профессии и подготовкой к самостоятельной жизни.

Профессиональное самоопределение

Важнейшей задачей этого возраста становится профессиональное и личностное самоопределение. Юноша выбирает сферу деятельности, соответствующую его интересам, ценностям, способностям.

Когнитивное развитие

Продолжается интеллектуальное развитие человека. Мышление отличается гибкостью, креативностью, способностью решать сложные теоретические задачи.

Личностная зрелость

К концу ранней юности человек обретает психологическую зрелость и стабильность. Формируется устойчивая Я-концепция, стабильная система ценностей.

Итоги возрастного развития

Таким образом, периодизация Эльконина охватывает весь путь становления человека от рождения до юности. Каждый этап имеет свои задачи, достижения и кризисы.

Последовательное прохождение этих стадий приводит к формированию зрелой, гармоничной личности к началу взрослой жизни.

Значение периодизации Эльконина

Рассмотренная концепция имеет большое теоретическое и практическое значение. Она позволяет глубже понять закономерности детского развития.

Помощь родителям

Знание возрастных особенностей помогает родителям выстраивать правильное взаимодействие с ребенком на каждом этапе, учитывать его потребности.

Педагогическая деятельность

Учителя опираются на положения периодизации Эльконина в своей профессиональной деятельности - при разработке программ, методик, оценке эффективности.

Группа детей за научным проектом

Профилактика и коррекция проблем

Знание возрастной специфики помогает своевременно выявлять и предупреждать возможные проблемы в развитии детей.

Перспективы дальнейших исследований

Несмотря на фундаментальность, периодизация Эльконина не охватывает все аспекты развития. Предстоит выявить дополнительные факторы, уточнить границы этапов.

Требуют углубленного изучения подростковый и юношеский возраст в современных условиях. Здесь открываются перспективы для новых исследований.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.