Периодизация психического развития ребенка Элькониным: основные этапы
Психическое развитие ребенка - фундаментальный процесс формирования личности. От того, как он пройдет, зависит будущее человека. Периодизация Д.Б. Эльконина позволяет глубже понять закономерности этого уникального явления.
Основы периодизации Эльконина
В основе периодизации Эльконина лежит понимание двух систем отношений:
- "ребенок - общественный предмет"
- "ребенок - общественный взрослый"
Первая отвечает за операционно-техническую сферу, вторая - за мотивационно-потребностную. Эти две линии развития чередуются, определяя смену этапов.
Каждому типу отношений соответствует свой ведущий вид деятельности , в рамках которого он реализуется. Эльконин выделяет 3 эпохи, каждая из которых включает 2 периода. Границы этапов обозначены кризисами развития .
Младенчество
Периодизация возраста по Эльконину начинается с младенчества, охватывающего первый год жизни ребенка. Его социальная ситуация определяется полной зависимостью малыша от взрослого при отсутствии собственных средств коммуникации.
Выделяют раннее (0-6 месяцев) и позднее (6-12 месяцев) младенчество. Разница заключается в преобладающем типе общения и психических функциях:
Раннее | Позднее |
Ситуативно-личностное общение | Ситуативно-деловое общение |
Развитие восприятия | Развитие моторики |
Ведущей деятельностью является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.
Период завершается кризисом 1 года , связанным с расхождением между потребностями ребенка и его возможностями.
Раннее детство
Следующий этап охватывает возраст от 1 до 3 лет. Его социальная ситуация - расширение ориентировки ребенка в окружающем мире при сохранении тесной связи со взрослым.
Ведущей становится предметная деятельность , в рамках которой малыш осваивает функции предметов при поддержке старших.
Выделяют 2 фазы в развитии речи:
- Усвоение слов, названий (1-1,5 года)
- Активное использование в общении (1,5-3 года)
Раннее детство завершается кризисом 3 лет , связанным с осознанием ребенком себя как субъекта деятельности.
Дошкольный возраст
Следующий период охватывает 3-6 лет. Его социальная ситуация определяется расширением круга общения ребенка при сохранении ведущей роли семьи.
Ведущим видом деятельности становится игра, в которой отражаются представления об окружающем мире.
В этот период интенсивно развиваются воображение, внимание, память. Формируются навыки ролевого поведения.
Дошкольное детство заканчивается кризисом 7 лет . Его критерии - появление внутренней жизни ребенка, опосредование его отношений с миром.
Младший школьный возраст
7-10 лет - период вхождения в школьную жизнь. Социальная ситуация ребенка кардинально меняется.
Критерии периодизации Эльконина предполагают смену ведущей деятельности на учебную. Это накладывает отпечаток на все стороны развития.
В частности, интенсивно развиваются познавательные и логические способности ребенка, формируются учебные навыки.
Подростковый возраст
Следующий этап охватывает 10-15 лет. Его социальная ситуация связана с половым созреванием и активным взаимодействием со сверстниками.
Центральным становится общение в его различных формах, отражающее стремление найти свое место в обществе.
Особенности развития в подростковом возрасте
Для подростков характерны повышенная эмоциональность, импульсивность, лабильность настроения. Происходят бурные физиологические изменения.
Ведущей потребностью становится общение и принадлежность к референтной группе. Подростки много времени проводят со сверстниками, ориентируясь на их мнения и оценки.
Когнитивное развитие в подростковом возрасте
У подростков интенсивно развиваются интеллектуальные способности, абстрактное мышление, рефлексия.
Формируется теоретическое, формально-логическое мышление. Подростки способны рассуждать о гипотетических ситуациях, строить умозаключения.
Личностное развитие
Ключевым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости и становление самосознания. Подросток начинает задумываться о своем характере, способностях, внешности.
Формируется собственная шкала ценностей, жизненные планы, мечты и идеалы. Происходит усвоение морально-этических норм общества.
Завершение подросткового возраста
Подростковый возраст завершается в 15-17 лет. Происходит физическое созревание организма, стабилизация самосознания и мировоззрения.
Меняется социальное положение: старшие подростки начинают взрослую, самостоятельную жизнь или готовятся к ней.
Ранняя юность как новый этап развития
После 15-17 лет наступает период ранней юности, знаменующий переход ко взрослой жизни. Меняется деятельность, круг общения, социальная позиция.
Центральное место занимает учебно-профессиональная деятельность , связанная с освоением профессии и подготовкой к самостоятельной жизни.
Профессиональное самоопределение
Важнейшей задачей этого возраста становится профессиональное и личностное самоопределение. Юноша выбирает сферу деятельности, соответствующую его интересам, ценностям, способностям.
Когнитивное развитие
Продолжается интеллектуальное развитие человека. Мышление отличается гибкостью, креативностью, способностью решать сложные теоретические задачи.
Личностная зрелость
К концу ранней юности человек обретает психологическую зрелость и стабильность. Формируется устойчивая Я-концепция, стабильная система ценностей.
Итоги возрастного развития
Таким образом, периодизация Эльконина охватывает весь путь становления человека от рождения до юности. Каждый этап имеет свои задачи, достижения и кризисы.
Последовательное прохождение этих стадий приводит к формированию зрелой, гармоничной личности к началу взрослой жизни.
Значение периодизации Эльконина
Рассмотренная концепция имеет большое теоретическое и практическое значение. Она позволяет глубже понять закономерности детского развития.
Помощь родителям
Знание возрастных особенностей помогает родителям выстраивать правильное взаимодействие с ребенком на каждом этапе, учитывать его потребности.
Педагогическая деятельность
Учителя опираются на положения периодизации Эльконина в своей профессиональной деятельности - при разработке программ, методик, оценке эффективности.
Профилактика и коррекция проблем
Знание возрастной специфики помогает своевременно выявлять и предупреждать возможные проблемы в развитии детей.
Перспективы дальнейших исследований
Несмотря на фундаментальность, периодизация Эльконина не охватывает все аспекты развития. Предстоит выявить дополнительные факторы, уточнить границы этапов.
Требуют углубленного изучения подростковый и юношеский возраст в современных условиях. Здесь открываются перспективы для новых исследований.