Какие основные факторы влияют на потребности человека

Потребности человека формируются под воздействием множества факторов. Рассмотрим основные из них.

Экономические факторы

Уровень дохода человека является одним из ключевых факторов, определяющих его потребности. Чем выше доход, тем шире спектр потребностей - от элементарных физиологических до социальных и духовных.

С ростом доходов потребление привычно необходимых благ абсолютно увеличивается, но медленнее, чем растут доходы. Это приводит к тому, что доля расходов на них в бюджете домохозяйства снижается. Потребление менее необходимых благ при повышении доходов растет более быстрыми темпами, чем доходы.

Также на потребности влияют:

  • уровень цен на товары и услуги;
  • доступность кредитов;
  • "какие факторы влияют на потребности человека" наличие сбережений.

Социальные факторы

Человек является социальным существом, поэтому на его потребности оказывают влияние:

  1. семья и ближайшее окружение;
  2. референтная группа (друзья, коллеги);
  3. культурные традиции и нормы общества.

Например, в обществах с высоким уровнем коллективизма более выражены потребности в общении, социальном признании, принадлежности к группе. В индивидуалистических культурах сильнее потребности в личных достижениях и независимости.

Политические и правовые факторы

Политическая ситуация в стране и регионе влияет на ощущение стабильности и безопасности, что сказывается на иерархии ценностей и потребностей человека. Например, в условиях военных конфликтов потребности безопасности, а также физиологические выходят на первый план.

Правовые гарантии прав и свобод граждан также влияют на потребности. Например, законодательная защита частной собственности усиливает соответствующие потребности людей.

девушка в цветущем переулке

Демографические и этнокультурные факторы

На потребности человека влияют его пол, возраст, этническая принадлежность, вероисповедание. Например:

  • женщины более склонны к шопингу и покупке одежды/косметики;
  • молодежь - к развлечениям, гаджетам, модным брендам;
  • пожилые люди - к отдыху, здравоохранению.

Различаются и культурные ценности этносов, что находит отражение в иерархии потребностей.

Технологические факторы

Бурное технологическое развитие формирует новые потребности человека. Появление новых гаджетов, приложений, бытовой техники расширяет потребительский спрос. Многие из этих новых продуктов со временем превращаются в привычные атрибуты жизни.

1970-80 годы Потребность в телевизорах, магнитофонах
1990-2000 годы "какие факторы влияют на потребности человека" Потребность в персональных компьютерах и мобильных телефонах
2010-2020 годы Потребность в смартфонах, планшетах, интернете

Географические и климатические факторы

Место жительства человека накладывает отпечаток на его образ жизни и потребности.

Жители сельской местности в большей степени сконцентрированы на обеспечении первичных физиологических потребностей. Горожанам доступно больше возможностей для удовлетворения социальных и духовный запросов.

Климатические факторы также важны. Например, в условиях холодного климата возрастает потребность в теплой одежде, отоплении жилья.

Экологические факторы

Состояние окружающей среды напрямую сказывается на физиологических потребностях человека.

Загрязнение воздуха, воды, почвы, продуктов питания влияет на здоровье людей. В экологически неблагоприятных регионах повышается потребность в качественных продуктах, бутилированной воде, медицинских услугах.

Таким образом, на потребности человека влияет множество факторов - от экономических до климатических. Их комплексное воздействие формирует сложную систему потребностей каждого индивида.

Влияние личностных факторов

Какие факторы влияют потребности человека? На потребности человека значительное влияние оказывают его личностные особенности и психологические черты.

Например, люди с высокой самооценкой и уверенностью в себе более амбициозны, у них выше потребности в карьерном росте, достижениях, признании.

Тревожные индивиды испытывают бóльшую потребность в безопасности и стабильности. Им важны гарантии и снижение рисков в жизни.

Ментальные и психологические факторы

Склад ума, темперамент человека, преобладающее настроение - все это тоже влияет на его запросы и желания.

Например, меланхолики более пессимистичны и интровертированы, поэтому их потребности смещены в область комфорта, безопасности, стабильности.

Холерики и сангвиники - более активные и жизнерадостные типы, они ориентированы на общение, разнообразие впечатлений, деятельность.

Влияние информационных факторов

На формирование новых потребностей у человека влияют СМИ и реклама. Через них транслируются определенные ценности и стандарты потребления.

Например, демонстрация образа жизни знаменитостей повышает потребности аудитории в статусных вещах, красивом теле, дорогих развлечениях.

Информационные технологии также формируют новые запросы, будь то онлайн-сервисы, гаджеты или программное обеспечение.

Динамика потребностей

Важно учитывать, что потребности человека не статичны. Они изменяются с возрастом.

В детстве доминирует потребность в безопасности, любви, признании. После взросления на первый план выходят социальные запросы - карьера, статус, материальный достаток. В пожилом возрасте вновь актуализируется нужда в заботе, здоровье, эмоциональном тепле.

Также историческое время накладывает отпечаток на потребности поколений людей.

офис небоскреб

Культурно-исторический контекст

Исследования показали, что у представителей разных поколений есть свои доминирующие потребности, ценности и мотиваторы поведения.

Это обусловлено социально-экономическими реалиями, в условиях которых происходило их взросление. Например:

  • для поколения baby boomers (1950-60 г.р.) характерны потребности в стабильности, карьерном росте;
  • поколение X (1961-1981 г.р.) - стремится к балансу жизни и работы, личной свободе;
  • поколение Y (1982-2000 г.р.) - ценит гибкий график, удаленную занятость, интересные проекты.

Так исторический период оказывает формирующее воздействие на потребности конкретных поколенческих групп.

Изменение потребностей в течение жизни

Какие факторы влияют на потребности человека? Потребности человека динамичны и трансформируются на протяжении жизни под влиянием возрастных этапов.

В детстве доминируют физиологические запросы - в еде, сне, безопасности, любви. Подростковый возраст сопровождается ростом социальных потребностей в общении, самовыражении, независимости.

Для молодых людей приоритетны потребности в образовании, интересной работе, материальной независимости, создании семьи.

В зрелом возрасте на первый план выходит необходимость в стабильной, хорошо оплачиваемой работе, карьерном и профессиональном росте, безопасности для семьи.

По мере ухода на пенсию меняется и иерархия потребностей: все более значимыми становятся здоровье, общение с близкими, удовлетворенность прожитой жизнью.

Гендерная специфика потребностей

Ряд потребностей имеют гендерную специфику.

Женщины более ориентированы на внешность, моду, шопинг. У мужчин в большей степени выражены потребности в карьере, технике, автомобилях.

Объясняется это как биологическими различиями полов, так и гендерными стереотипами в обществе о роли мужчин и женщин.

Национально-культурные различия

Существуют этнокультурные вариации в иерархии базовых человеческих потребностей.

Например, в коллективистцких обществах Востока выше потребности в социальных связях, групповой идентичности. В европейской культуре сильнее индивидуализм.

Православная традиция ориентирует на духовные ценности. Протестантская этика делает акцент на труде, рациональности, предпринимательстве.

Модификация потребностей в XXI веке

Современные тренды также оказывают формирующее воздействие на запросы людей.

Растет потребность в экологичности, здоровом образе жизни, гибких условиях труда. Пандемия актуализировала запрос на безопасность и гарантии.

Однако в целом базовая человеческая потребность в смысле, любви, самореализации остается неизменной на протяжении веков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.