Объяснительно-иллюстративный метод обучения: как он работает

Объяснительно-иллюстративный метод является одним из наиболее распространенных методов обучения, применяемых в современной школе. Данный метод имеет ряд характерных особенностей и может использоваться на разных этапах урока для решения конкретных дидактических задач.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода

Объяснительно-иллюстративный метод заключается в том, что учитель сообщает учащимся готовые знания с помощью словесных, наглядных и практических методов. При этом основная роль принадлежит словесному изложению материала — объяснению, рассказу, лекции учителя или работе учащихся с учебником.

Для того чтобы облегчить восприятие и усвоение учебной информации, учитель иллюстрирует сообщаемые сведения, используя различные средства наглядности: рисунки, схемы, таблицы, слайды презентаций, видеофрагменты. Кроме того, могут применяться демонстрации опытов, работы технических устройств и механизмов.

Объяснительно-иллюстративный метод позволяет экономно и в систематизированном виде передавать учащимся научные факты, понятия, закономерности. Благодаря использованию современных технических средств (компьютера, проектора, экрана) становится возможным наглядно продемонстрировать различные явления, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Учительница читает книгу ученице

Достоинства и недостатки

К достоинствам объяснительно-иллюстративного метода можно отнести:

  • возможность быстро и системно изложить большой объем учебного материала;
  • одновременное воздействие на слуховую и зрительную память учащихся;
  • использование разных каналов восприятия (слух, зрение) повышает эффективность усвоения материала;
  • возможность продемонстрировать сложные явления и процессы;
  • опора на все виды наглядности (изобразительная, звуковая, объемная).

Однако у этого метода есть и определенные недостатки:

  • пассивная роль учащихся в процессе обучения, отсутствие самостоятельной поисковой деятельности;
  • быстрое забывание усвоенного материала из-за его репродуктивного характера;
  • отсутствие индивидуального подхода, ориентация на среднего ученика;
  • необходимость постоянного использования наглядных средств;
  • трудоемкость подготовки наглядных материалов.

Применение на разных этапах урока

"объяснительно иллюстративный метод" может использоваться на любом из основных этапов урока:

  1. При изучении нового материала — учитель объясняет сущность изучаемых явлений, понятий, законов, иллюстрируя их примерами, демонстрируя опыты, показывая наглядные пособия.
  2. На этапе закрепления знаний и формирования умений — учащиеся работают с учебником, отвечают на вопросы учителя, анализируют схемы и таблицы.
  3. При повторении и обобщении изученного — применяются беседа с использованием наглядных пособий, самостоятельная работа учащихся с книгой, тестирование с применением компьютера и проектора.

Таким образом, данный метод с успехом можно использовать для передачи новых знаний, их закрепления, повторения и проверки. Главное — обеспечить разумное сочетание словесных и наглядных методов.

Словесные методы Наглядные методы
  • Рассказ
  • Объяснение
  • Лекция
  • Беседа
  • Иллюстрация
  • Демонстрация
  • Презентация
  • Видеофрагмент

Правильное сочетание методов — залог высокой результативности урока. На начальном этапе изучения темы целесообразно сделать акцент на объяснении материала, а затем, на этапе закрепления, усилить долю самостоятельной работы учащихся.

Школьники проводят опыт на уроке химии

Рекомендации по применению

Чтобы повысить эффективность объяснительно-иллюстративного метода, рекомендуется:

  • использовать яркие, динамичные наглядные пособия;
  • применять интерактивные формы работы (викторины, кроссворды);
  • задавать вопросы для активизации познавательной деятельности;
  • следить за пониманием учащимися материала и вносить коррективы;
  • организовывать рефлексию для закрепления полученных знаний.

Для активизации умственной деятельности учащихся полезно использовать такие приемы, как сравнение, сопоставление, выявление причинно-следственных связей. Это позволит избежать пассивного восприятия материала.

Также важно постоянно обращаться к имеющемуся у школьников жизненному опыту, проводить аналогии с реальными ситуациями. Это оживит процесс обучения и сделает его практико-ориентированным.

Грамотное сочетание традиционных "объяснительно иллюстративного метода" и новейших компьютерных технологий также может дать высокий педагогический эффект на уроке.

Использование объяснительно-иллюстративного метода в начальной школе

Объяснительно-иллюстративный метод широко применяется в начальной школе, поскольку у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление. Детям этого возраста легче воспринимать учебный материал, если он подкреплен яркими иллюстрациями, схемами, видео.

При использовании данного метода на уроках в начальной школе важно учитывать кратковременность внимания детей и чередовать различные виды работы. С этой целью учитель организует наблюдения, демонстрационные опыты, использует загадки, стихи, занимательные задачи.

Применение метода при изучении естественнонаучных дисциплин

Объяснительно-иллюстративный метод особенно эффективен в преподавании таких естественнонаучных дисциплин, как физика, химия, биология, география. Здесь неоценимую помощь оказывают разнообразные средства наглядности.

Большую роль играет демонстрация опытов, которые иллюстрируют изучаемые явления и закономерности. С помощью видеофрагментов можно наглядно показать процессы, происходящие в микромире или отдаленных уголках планеты.

Особенности применения метода в старших классах

В старших классах значительно возрастает роль словесных методов (лекция, объяснение, беседа), поскольку абстрактное мышление школьников уже сформировано. Однако использование наглядных пособий не теряет актуальности.

При изучении литературы полезно демонстрировать портреты писателей, репродукции картин, отрывки из экранизаций произведений. На уроках истории уместно показывать схемы сражений, здания разных эпох, портреты исторических деятелей.

Значение объяснительно-иллюстративного метода

Несмотря на стремительное развитие педагогической науки и появление инновационных методик, традиционный объяснительно-иллюстративный метод не теряет своей актуальности.

Его отличает высокая эффективность для передачи систематизированных научных знаний. С появлением мультимедийных средств расширились возможности визуального представления учебного материала.

Однако при использовании этого метода важно организовывать активную познавательную и мыслительную деятельность школьников, а не ограничиваться лишь пассивным восприятием информации.

Тенденции развития метода

В условиях информатизации образования основные тенденции совершенствования объяснительно-иллюстративного метода связаны с использованием мультимедийных презентаций, онлайн-экскурсий, виртуальных лабораторий.

Перспективным направлением является применение технологии дополненной реальности, позволяющей накладывать информационные объекты поверх изображения реальных предметов и среды.

Также активно развивается методика использования образовательных платформ и сервисов, обеспечивающих интерактивное взаимодействие учащихся с учебным контентом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.