Стэнфордский тюремный эксперимент: необычные исследования Зимбардо

В 1971 году группа американских психологов во главе с Филиппом Зимбардо провела уникальный психологический эксперимент, получивший впоследствии название «Стэнфордский тюремный эксперимент». Целью этого эксперимента было выяснить, как влияют тюремные условия и роли заключенных и охранников на поведение обычных людей.

Подготовка к эксперименту

Для проведения эксперимента в подвале психологического факультета Стэнфордского университета была смоделирована тюрьма, включающая камеры для заключенных и помещения для охраны. Затем с помощью объявления в газете были набраны 24 добровольца - студенты местных колледжей без психических отклонений. Среди отобранных участников не было людей с криминальным прошлым.

Добровольцы были случайным образом распределены на две группы - «заключенные» и «охранники». «Охранникам» была выдана форма и деревянные дубинки, а «заключенных» переодели в униформу с номерами и наручники на ногах.

Начало эксперимента

«Заключенных» неожиданно арестовали прямо у них дома сотрудники полиции и доставили в модель тюрьмы, где они должны были провести следующие 2 недели. «Охранники» работали посменно по 8 часов в день, а на ночь уходили домой.

Уже со второго дня эксперимент вышел из-под контроля - поведение участников стало неадекватным. «Охранники» проявляли все большую жестокость и издевались над «заключенными», а те впадали в депрессию и пассивность.

Преждевременное завершение

На шестой день по этическим соображениям эксперимент был остановлен досрочно. К этому моменту у нескольких «заключенных» наблюдались тяжелые психологические расстройства. Сам же Зимбардо позже признался, что полностью погрузился в происходящее и перестал адекватно реагировать.

Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, что ситуация может оказывать очень сильное влияние на поведение человека, заставляя его проявлять жестокость и агрессию.

Результаты «тюремного эксперимента» вызвали большой интерес в научном сообществе. Однако со временем к эксперименту стали предъявляться претензии с этической точки зрения, а также относительно его методологии.

Участники эксперимента

  • 24 добровольца-студента без психических отклонений
  • Распределены случайным образом на «заключенных» и «охранников»
  • «Охранники» работали посменно и ночевали дома
  • «Заключенные» находились в модели тюрьмы 24 часа в сутки

Ход эксперимента

  1. Моделирование тюрьмы в подвале психологического факультета
  2. Набор и распределение добровольцев
  3. Начало имитации тюремной жизни
  4. Быстрая эскалация агрессии и насилия
  5. Психологические травмы участников
  6. Досрочное прекращение на 6-й день
Длительность эксперимента 6 дней (вместо 14)
Количество участников 24 человека
Роли «Заключенные» и «охранники»

Согласно Зимбардо, целью эксперимента в тюрьме было показать влияние внешних факторов на человеческую психику и поведение. Результаты эксперимента вызвали широкий общественный резонанс и послужили толчком для дальнейших исследований в области социальной психологии.

Однако сам эксперимент Зимбардо не лишен недостатков - как с методологической, так и с этической точки зрения. В частности, небольшой размер выборки не позволяет делать обобщенные выводы. Кроме того, участники подверглись серьезному психологическому давлению.

Тем не менее, несмотря на критику, Стэнфордский тюремный эксперимент до сих пор остается одним из самых известных психологических исследований, результаты которого активно обсуждаются в научном сообществе.

Дальнейшие исследования

После публикации результатов Стэнфордского эксперимента многие ученые заинтересовались изучением влияния ситуационных факторов на человеческое поведение. Было проведено несколько похожих исследований.

Воспроизведение результатов

Несколько исследовательских групп пытались воспроизвести основные результаты Стэнфордского эксперимента. Однако большинство из них не смогли в точности повторить ситуацию, когда обычные люди начинают проявлять крайнюю жестокость из-за влияния внешних факторов.

Кросс-культурные исследования

Также проводились попытки исследовать влияние тюремной среды на представителей разных культур и этнических групп. Эти эксперименты должны были показать, универсальны ли полученные ранее результаты.

Критика эксперимента

Несмотря на широкую известность, Стэнфордский тюремный эксперимент подвергся серьезной критике со стороны научного сообщества:

  1. Методологические проблемы. Отмечалось, что небольшой размер выборки, а также ее однородность не позволяют сделать обобщенные выводы на основе полученных данных.
  2. Этические нарушения. Многие психологи указывали на этическую неприемлемость такого рода экспериментов, связанных с высоким риском для психического здоровья участников.

Значение для психологии

Несмотря на имеющиеся недостатки, Стэнфордский тюремный эксперимент внес значительный вклад в понимание человеческой психологии и социального поведения.

Он наглядно продемонстрировал силу ситуационных факторов, способных кардинально повлиять на поступки и решения человека вопреки его личностным характеристикам и установкам.

Причины жестокости охранников

Одним из наиболее шокирующих результатов Стэнфордского эксперимента стала быстрая трансформация обычных студентов в жестоких и агрессивных охранников. Но что послужило причиной таких перемен:

  1. Влияние группы. Согласно исследованиям в области социальной психологии, поведение человека в группе значительно отличается от индивидуального поведения. В частности, люди гораздо легче идут на нарушение моральных норм и проявление агрессии в групповом контексте.
  2. Динамика власти. Получение властных полномочий также оказывает негативное влияние на психику - человек становится менее чувствителен к страданиям других людей, повышается уровень агрессии.
  3. Самооправдание. Когда действия человека санкционированы авторитетом (в данном случае - руководителями эксперимента), его моральные тормоза ослабевают. Любые поступки можно оправдать "приказом сверху".

Причины страданий заключенных

Наряду с неадекватным поведением охранников, многих потрясли степень психологических страданий заключенных, их быстрый упадок и потеря человеческого достоинства:

  1. Обесценивание. Лишение имен и присвоение номеров, униформа, ограничение свободы - все это вело к потере самоидентичности и обесцениванию собственной личности.
  2. Беспомощность. Отсутствие контроля над происходящим, зависимость от произвола охранников порождали чувство полной беспомощности.

Уроки эксперимента

Несмотря на многочисленную критику, Стэнфордский эксперимент позволил глубже взглянуть на природу человека и продемонстрировал значимость внешних факторов в формировании моделей поведения.

Последствия для участников

Участие в Стэнфордском эксперименте оказало серьезное психологическое воздействие на всех задействованных людей. Но в какой степени это повлияло на их дальнейшую жизнь:

  1. Психологические травмы. Согласно исследованиям, проведенным спустя годы, у многих участников остались психологические травмы от пережитого опыта. Особенно сильно пострадали исполнители ролей заключенных.
  2. Изменение личности. Некоторые ученые полагают, что экстремальный опыт, полученный в рамках эксперимента, мог необратимо изменить личность участников, особенно в части эмпатии и отношения к другим людям.
  3. Позитивное влияние. В то же время есть мнение, что для многих юношей подобная психологическая травма в итоге сыграла скорее позитивную роль, помогая взрослеть и лучше разбираться в сложных явлениях человеческой психики.

Оценки специалистов

Мнения ученых-психологов относительно значимости результатов Стэнфорского эксперимента разделились:

  1. Сторонники. Одни специалисты считают, что, несмотря на имеющиеся недостатки, данное исследование внесло неоценимый вклад в понимание роли ситуационных факторов в формировании моделей человеческого поведения.
  2. Скептики. Другие полагают, что результаты являются слишком сомнительными, а сам эксперимент - этически неприемлемым. По их мнению, любые выводы следует воспринимать с большой осторожностью, учитывая недостатки в методологии исследования.

Этические проблемы

Стэнфордский эксперимент выявил важнейшую этическую дилемму - допустима ли подобная психологическая травма ради получения новых научных данных? Мнения на этот счет также разделились:

  1. Аналогии с реальными тюрьмами. Многие исследователи отмечали поразительное сходство между поведением участников Стэнфордского эксперимента и реальной картиной в тюрьмах по всему миру.
  2. Жестокость охранников. Издевательства и садистские наклонности, проявленные студентами-охранниками, в точности напоминают хроническую проблему злоупотреблений со стороны реальных тюремщиков.
  3. Бесправие заключенных. Унижение человеческого достоинства, депрессия и беспомощность испытуемых в роли узников также являются повседневной реальностью для миллионов реальных заключенных.

Влияние на реформы тюрем

Данные, полученные Зимбардо, а также общественный резонанс вокруг его эксперимента, оказали воздействие на реформы пенитенциарной системы США и других стран в последующие десятилетия:

  1. Гуманизация условий. Были внесены изменения в регламенты обращения с заключенными, направленные на снижение случаев насилия и произвола со стороны персонала исправительных учреждений.
  2. Улучшение медицинского обеспечения. Также были предприняты шаги по улучшению медико-психологической помощи осужденным в целях гуманизации всей системы.

Популяризация в культуре

Стэнфордский тюремный эксперимент получил большую известность в популярной культуре, что также способствовало привлечению внимания общественности к проблемам пенитенциарных учреждений.

  • Фильмы и сериалы
  • Документальные и научно-популярные работы
  • Аллюзии в произведениях художественной литературы
Комментарии