Атомная физика: формула Бальмера. Формула Бальмера обобщенная: описание, правила, история

Атомная физика до сих пор хранит много загадок. Одной из главных была природа спектров испускания атомов. Расшифровка спектров позволила сделать много открытий. Давайте разберемся в устройстве одного из ключевых инструментов этой науки - формулы Бальмера.

Открытие спектральных линий атома водорода

В середине 19 века ученые активно изучали оптические спектры различных веществ. Было замечено, что каждое вещество имеет свой уникальный набор спектральных линий. Особый интерес вызывал солнечный спектр, в котором обнаруживались сотни отдельных линий. Причем некоторые линии постоянно повторялись в спектрах звезд и планет. Это навело на мысль об их связи с химическим составом космических тел.

В 1885 году швейцарский ученый Иоганн Бальмер предложил простую формулу, описывающую длины волн нескольких линий в спектре атома водорода:

Здесь λ - длина волны линии в ангстремах (1 ангстрем = 0,1 нм), а n - целое число от 3 до 6. При подстановке разных значений n получались длины волн линий красного (656 нм), зеленого (486 нм), синего (434 нм) и фиолетового (410 нм) цвета. Эти линии хорошо видны невооруженным глазом в спектре Солнца. Формула Бальмера позволяла вычислить их длины волн с высокой точностью.

Представление формулы Бальмера

Формула Бальмера имела вид:

Здесь λ - длина волны линии в ангстремах, n = 3, 4, 5, 6 - порядковый номер линии, а b = 3645,6 Å - так называемая постоянная Бальмера. При подстановке значений n получались известные линии водорода. А при n = 7 формула предсказывала новую линию в ультрафиолете, которая вскоре была обнаружена экспериментально.

Впоследствии формула Бальмера была записана через частоту v линии:

Здесь R - так называемая постоянная Ридберга, равная 3,2898•1015 Гц. Эта константа является фундаментальной характеристикой атомов водорода. Она позволяет рассчитать частоту или длину волны любой спектральной линии водорода по известным квантовым числам перехода.

Обобщение формулы Бальмера

На основании формулы Бальмера, шведский физик Иоганнес Ридберг вывел в 1890 году более общее выражение, описывающее все серии спектральных линий атома водорода как в видимом, так и в ультрафиолетовом или инфракрасном диапазонах:

Здесь R - все та же постоянная Ридберга, а числа m и n определяют серию и номер линии в этой серии. Например, для хорошо видимой "сериальной формулы Бальмера" Бальмера m = 2, а n = 3, 4, 5...

Таким образом, обобщенная формула Бальмера Ридберга позволяла описать практически весь спектр атома водорода, зная всего две константы - R и m . Это стало важным шагом к пониманию квантовой природы света и строения атомов.

Затмение Солнца 1886 года

Квантово-механическая интерпретация

Современная квантовая теория объясняет спектр атома водорода переходами электрона между разрешенными энергетическими уровнями. Каждому уровню соответствуют определенные квантовые числа n и l . Правила отбора запрещают некоторые переходы, поэтому не все спектральные линии наблюдаются на практике.

Например, для переходов с уровня 3 на уровень 2 (серия Бальмера) разрешены только изменения главного квантового числа Δ n = 1. А орбитальное квантовое число l может изменяться строго на 1 или 0. Это объясняет тонкую структуру спектральных линий и наличие нескольких близких компонентов.

Таким образом, формула Бальмера, найденная изначально эмпирически, позволила не только точно описать спектр водорода, но и положила начало всей квантовой теории строения атомов.

Портрет Бальмера с формулой

Применение формулы Бальмера

Формула Бальмера широко использовалась для анализа спектров различных химических элементов. Выяснилось, что многие металлы и их соединения демонстрируют похожие "сериальные" спектры. Особенно это касается щелочных металлов, таких как литий, натрий или калий.

Спектры щелочных металлов можно также описать формулой типа Ридберга. Но в нее нужно добавить поправочный член, учитывающий взаимодействие внешнего валентного электрона с остальными электронами атома:

Здесь R - все та же константа Ридберга, а σ ( l ) - поправка, зависящая от орбитального квантового числа l . Таким образом, спектры щелочных металлов имеют сходную природу со спектром водорода, но более сложную структуру.

История открытия формулы

Любопытна предыстория открытия самой формулы Бальмера. Сам Иоганн Бальмер не был профессиональным физиком или астрономом. Он преподавал математику в школе и увлекался numerology - мистическим учением о "священных числах".

Как известно, Бальмер поспорил со своим другом, что может найти математическую формулу для любых четырех чисел. И в качестве задачи получил четыре длины волн линий водорода - красной, зеленой, голубой и фиолетовой. Через несколько дней Бальмер вывел простое выражение, точно описывающее эти числа. То, что формула работала и для других линий водорода, было для него полной неожиданностью.

Значение формулы Бальмера

Заслуга Бальмера состоит не только в математическом описании 4 видимых линий водорода. Главное - его формула указала путь к пониманию внутреннего строения атома и природы испускаемого им света. Не случайно Нильс Бор назвал формулу Бальмера "камнем Розеттой атомной теории".

Все последующие модели атома так или иначе опирались на закономерности, заложенные в формуле Бальмера. А с появлением квантовой механики формула нашла простую физическую интерпретацию через законы движения электронов по стационарным орбитам вокруг ядра.

Современное состояние теории

Сегодня наука располагает гораздо более точными данными о спектре атомов водорода и других элементов. Помимо основных серий обнаружено множество переходов с тонкой и сверхтонкой структурой.

Современные квантово-электродинамические расчеты позволяют вычислить энергетические уровни и частоты переходов с фантастической точностью. На их фоне старая формула Бальмера выглядит лишь грубым приближением.

Тем не менее, простота и наглядность формулы Бальмера по-прежнему привлекает физиков и помогает школьникам сделать первые шаги в понимании квантового мира атомов. Поэтому ее значение для развития атомной теории трудно переоценить.

Практическое применение формулы

Несмотря на кажущуюся простоту, формула Бальмера дает хорошее приближение для расчета реальных спектров водорода и похожих элементов. С ее помощью можно вычислить длину волны линии по известным квантовым числам перехода:

И наоборот, проанализировав положение спектральной линии, определить квантовые характеристики соответствующего электронного перехода в атоме. Это широко используется в лабораториях при идентификации химических веществ.

Применение в астрофизике

В астрономии по спектрам отдаленных звезд и галактик удается определять их химический состав и физические условия. Линии водорода служат удобной "мерной линейкой", относительно которой измеряют смещения других спектральных линий.

Анализируя это красное смещение спектров по закону Хаббла, астрофизики вычисляют расстояния до звезд и скорости их удаления. Таким образом, простая формула Бальмера помогает оценить масштаб и возраст нашей Вселенной!

Связь со строением атома

Современная физика установила прямую связь формулы Бальмера с законами движения электрона в атоме водорода. Главное квантовое число n определяет энергетический уровень электрона, а разность 1/n1 - 1/n2 responsible за переход между уровнями с испусканием или поглощением фотона строго определенной частоты.

Таким образом, анализируя спектр водорода с помощью формулы Бальмера, мы как бы "заглядываем" вглубь атома и наблюдаем квантовые переходы электрона между стационарными орбиталями в атоме!

Роль в создании квантовой теории

Формула Бальмера сыграла ключевую роль в становлении квантово-механических представлений о строении атома. Планетарная модель Резерфорда не могла объяснить устойчивость атома и дискретность его спектра.

Квантовая теория Нильса Бора как раз и опиралась на закономерности спектра водорода, выраженные формулой Бальмера. Благодаря ей удалось построить первую реалистичную модель атома, состоящего из ядра и электронных оболочек.