Дидактические единицы - что это такое на самом деле?

Дидактические единицы - понятие спорное и неоднозначное в педагогике. С одной стороны, это кирпичики, из которых складывается процесс обучения по любой дисциплине. С другой - термин расплывчатый, который каждый трактует по-своему. Давайте разберемся вместе, что же представляют собой дидактические единицы.

Определение дидактических единиц

В теории дидактические единицы - это структурные элементы содержания обучения, имеющие самостоятельное смысловое значение. Каждая единица несет определенную функцию в реализации целей усвоения учебной дисциплины.

Однако на практике нет единого подхода к определению дидактических единиц. Разные авторы трактуют это понятие по-разному:

  • Логически завершенный элемент знаний
  • Структурный элемент содержания обучения
  • Минимальная информационная единица

Таким образом, дидактические единицы - это довольно расплывчатое понятие, которое может обозначать как минимальные кирпичики знаний, так и достаточно объемные структурные блоки учебного материала.

Примеры дидактических единиц

На практике в качестве дидактических единиц могут выступать:

  • Термины и определения
  • Формулы, символы
  • Уравнения
  • Законы и правила
  • Факты, события, даты

Например, по математике дидактическими единицами являются теоремы, по литературе - сюжеты произведений, по химии - классы химических элементов и т.д.

Как используют дидактические единицы на практике

В школьных учебниках дидактические единицы, как правило, специально выделяются - жирным шрифтом, цветом, рамкой и т.д. Это делается для того, чтобы:

  • обратить на них внимание учеников
  • указать, что они являются важными, ключевыми
  • показать, что их надо выучить в первую очередь

Также на основе дидактических единиц учителя оценивают знания учеников - т.е. проверяют уровень усвоения ключевых элементов.

Однако несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, единого подхода к дидактическим единицам в педагогике нет. Как мы уже увидели из определений, само понимание того, что считать "кирпичиком" знаний, сильно разнится.

Давайте разберем подробнее, какие дидактические единицы - это с точки зрения их классификации и типологии.

Студенческий городок университета осенью

Классификация дидактических единиц

Существует несколько подходов к классификации дидактических единиц в зависимости от их роли и места в структуре обучения. Рассмотрим основные из них.

Основные и второстепенные дидактические единицы

Первый важный критерий деления - степень обязательности единиц при обучении. Здесь выделяют:

  • Основные дидактические единицы - обязательные для усвоения элементы знаний. Их освоение проверяется и влияет на итоговую оценку. Как правило, это ключевые определения, законы, формулы, факты и т.д. в рамках изучаемой темы.
  • Второстепенные дидактические единицы - элементы знаний, которые дополняют, конкретизируют, иллюстрируют основные единицы, но сами по себе не являются обязательными для заучивания и проверки.

Таким образом, основные единицы - это каркас, вокруг которого выстраивается процесс обучения, а второстепенные - дополнительные кирпичики.

Текущие и отсроченные единицы

Еще одно важное деление дидактических единиц - по времени их актуальности в памяти:

  • Текущие единицы - те знания, которые ученики должны помнить "здесь и сейчас", на текущем этапе обучения. Их проверяют регулярным опросом. Но к итоговой аттестации они могут "выветриться" из памяти.
  • Отсроченные единицы - более фундаментальные и важные знания, которые должны сохраняться в памяти учащихся длительное время. Именно их проверяют на экзаменах и при итоговом контроле.

Так, например, конкретные даты сражений нужны к уроку по истории, но к экзамену достаточно помнить лишь ключевые из них.

Принципы отбора дидактических единиц

Как мы видим, одним из ключевых моментов при работе с дидактическими единицами является их отбор - т.е. решение о том, какие элементы знаний считать важными и включить в курс, а какие опустить.

Этот отбор напрямую зависит от целей и задач обучения. Рассмотрим подробнее, как именно цели влияют на отбор единиц.

Цели обучения как критерий отбора дидактических единиц

В зависимости от того, ставит ли учитель цель:

  • Дать систему научных знаний
  • Развить определенные умения
  • Оказать воспитательное воздействие

Он будет отбирать разные дидактические единицы. Например:

Цель Пример дидактических единиц
Научные знания Теории, биографии ученых
Развитие умений Инструкции, правила, алгоритмы
Воспитание Яркие примеры, моральные дилеммы

Таким образом, дидактические единицы должны соответствовать заявленным целям обучения, тогда процесс будет эффективным.

Соотношение инвариантного ядра и вариативности в дидактических единицах

Помимо целей, на отбор дидактических единиц влияет соотношение обязательного (инвариантного) и вариативного компонентов в учебном курсе.

Инвариантным ядром знаний считаются элементы, общие и универсальные для всех школьных программ по данному предмету. Как правило, это основополагающие и фундаментальные единицы - термины, законы, теории и т.д.

Вариативная же составляющая отражает специфику конкретной образовательной программы. Это могут быть дополнительные примеры, более углубленное изучение отдельных тем, региональный компонент и т.д.

дидактические единицы

Пример дидактических единиц обязательных и вариативных

Например, в курсе истории для всех школьников РФ инвариантными дидактическими единицами будут даты ключевых битв и имена главных исторических деятелей. А в школах отдельных регионов могут более подробно изучать местные исторические события и героев - в рамках вариативного компонента.

Объем обязательных дидактических единиц в соответствии со стандартом

Важный вопрос - какое количество дидактических единиц должно быть включено в программу? Ответ на него дают государственные образовательные стандарты.

Стандарты четко регламентируют, какими должны быть результаты обучения. А значит, определяют и минимальный набор знаний и умений, которые ученики должны получить.

Так, например, в стандарте по математике перечислены основные формулы, теоремы и умения, которыми должны овладеть школьники каждого класса. А по литературе - список обязательных для изучения произведений и их авторов.

Поэтому при отборе дидактических единиц в первую очередь опираются на требования стандартов. Это позволяет гарантировать усвоение всеми учениками определенного минимума знаний.

Практические рекомендации по отбору дидактических единиц

Итак, что нужно учитывать преподавателю при отборе дидактических единиц:

  1. Цели и задачи своего курса
  2. Требования образовательных стандартов
  3. Соотношение инвариантного и вариативного компонентов программы

Опираясь на эти принципы и рекомендации, педагог может сформировать оптимальный набор дидактических единиц, который позволит достичь планируемых образовательных результатов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.