Дидактические единицы - понятие спорное и неоднозначное в педагогике. С одной стороны, это кирпичики, из которых складывается процесс обучения по любой дисциплине. С другой - термин расплывчатый, который каждый трактует по-своему. Давайте разберемся вместе, что же представляют собой дидактические единицы.
Определение дидактических единиц
В теории дидактические единицы - это структурные элементы содержания обучения, имеющие самостоятельное смысловое значение. Каждая единица несет определенную функцию в реализации целей усвоения учебной дисциплины.
Однако на практике нет единого подхода к определению дидактических единиц. Разные авторы трактуют это понятие по-разному:
- Логически завершенный элемент знаний
- Структурный элемент содержания обучения
- Минимальная информационная единица
Таким образом, дидактические единицы - это довольно расплывчатое понятие, которое может обозначать как минимальные кирпичики знаний, так и достаточно объемные структурные блоки учебного материала.
Примеры дидактических единиц
На практике в качестве дидактических единиц могут выступать:
- Термины и определения
- Формулы, символы
- Уравнения
- Законы и правила
- Факты, события, даты
Например, по математике дидактическими единицами являются теоремы, по литературе - сюжеты произведений, по химии - классы химических элементов и т.д.
Как используют дидактические единицы на практике
В школьных учебниках дидактические единицы, как правило, специально выделяются - жирным шрифтом, цветом, рамкой и т.д. Это делается для того, чтобы:
- обратить на них внимание учеников
- указать, что они являются важными, ключевыми
- показать, что их надо выучить в первую очередь
Также на основе дидактических единиц учителя оценивают знания учеников - т.е. проверяют уровень усвоения ключевых элементов.
Однако несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, единого подхода к дидактическим единицам в педагогике нет. Как мы уже увидели из определений, само понимание того, что считать "кирпичиком" знаний, сильно разнится.
Давайте разберем подробнее, какие дидактические единицы - это с точки зрения их классификации и типологии.
Классификация дидактических единиц
Существует несколько подходов к классификации дидактических единиц в зависимости от их роли и места в структуре обучения. Рассмотрим основные из них.
Основные и второстепенные дидактические единицы
Первый важный критерий деления - степень обязательности единиц при обучении. Здесь выделяют:
- Основные дидактические единицы - обязательные для усвоения элементы знаний. Их освоение проверяется и влияет на итоговую оценку. Как правило, это ключевые определения, законы, формулы, факты и т.д. в рамках изучаемой темы.
- Второстепенные дидактические единицы - элементы знаний, которые дополняют, конкретизируют, иллюстрируют основные единицы, но сами по себе не являются обязательными для заучивания и проверки.
Таким образом, основные единицы - это каркас, вокруг которого выстраивается процесс обучения, а второстепенные - дополнительные кирпичики.
Текущие и отсроченные единицы
Еще одно важное деление дидактических единиц - по времени их актуальности в памяти:
- Текущие единицы - те знания, которые ученики должны помнить "здесь и сейчас", на текущем этапе обучения. Их проверяют регулярным опросом. Но к итоговой аттестации они могут "выветриться" из памяти.
- Отсроченные единицы - более фундаментальные и важные знания, которые должны сохраняться в памяти учащихся длительное время. Именно их проверяют на экзаменах и при итоговом контроле.
Так, например, конкретные даты сражений нужны к уроку по истории, но к экзамену достаточно помнить лишь ключевые из них.
Принципы отбора дидактических единиц
Как мы видим, одним из ключевых моментов при работе с дидактическими единицами является их отбор - т.е. решение о том, какие элементы знаний считать важными и включить в курс, а какие опустить.
Этот отбор напрямую зависит от целей и задач обучения. Рассмотрим подробнее, как именно цели влияют на отбор единиц.
Цели обучения как критерий отбора дидактических единиц
В зависимости от того, ставит ли учитель цель:
- Дать систему научных знаний
- Развить определенные умения
- Оказать воспитательное воздействие
Он будет отбирать разные дидактические единицы. Например:
Цель | Пример дидактических единиц |
Научные знания | Теории, биографии ученых |
Развитие умений | Инструкции, правила, алгоритмы |
Воспитание | Яркие примеры, моральные дилеммы |
Таким образом, дидактические единицы должны соответствовать заявленным целям обучения, тогда процесс будет эффективным.
Соотношение инвариантного ядра и вариативности в дидактических единицах
Помимо целей, на отбор дидактических единиц влияет соотношение обязательного (инвариантного) и вариативного компонентов в учебном курсе.
Инвариантным ядром знаний считаются элементы, общие и универсальные для всех школьных программ по данному предмету. Как правило, это основополагающие и фундаментальные единицы - термины, законы, теории и т.д.
Вариативная же составляющая отражает специфику конкретной образовательной программы. Это могут быть дополнительные примеры, более углубленное изучение отдельных тем, региональный компонент и т.д.
Пример дидактических единиц обязательных и вариативных
Например, в курсе истории для всех школьников РФ инвариантными дидактическими единицами будут даты ключевых битв и имена главных исторических деятелей. А в школах отдельных регионов могут более подробно изучать местные исторические события и героев - в рамках вариативного компонента.
Объем обязательных дидактических единиц в соответствии со стандартом
Важный вопрос - какое количество дидактических единиц должно быть включено в программу? Ответ на него дают государственные образовательные стандарты.
Стандарты четко регламентируют, какими должны быть результаты обучения. А значит, определяют и минимальный набор знаний и умений, которые ученики должны получить.
Так, например, в стандарте по математике перечислены основные формулы, теоремы и умения, которыми должны овладеть школьники каждого класса. А по литературе - список обязательных для изучения произведений и их авторов.
Поэтому при отборе дидактических единиц в первую очередь опираются на требования стандартов. Это позволяет гарантировать усвоение всеми учениками определенного минимума знаний.
Практические рекомендации по отбору дидактических единиц
Итак, что нужно учитывать преподавателю при отборе дидактических единиц:
- Цели и задачи своего курса
- Требования образовательных стандартов
- Соотношение инвариантного и вариативного компонентов программы
Опираясь на эти принципы и рекомендации, педагог может сформировать оптимальный набор дидактических единиц, который позволит достичь планируемых образовательных результатов.