Что такое бричка: история, описание и характеристики

Брички - неотъемлемая часть русской культуры, упоминающаяся в произведениях Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков.

История возникновения и распространения бричек

Первые упоминания о бричках относятся к XVII веку в Польше. Считается, что название произошло от польского слова "bryczka", обозначавшего легкую открытую телегу. В то время брички активно использовались как транспортное средство в Западной Европе.

В Россию подобные повозки начали проникать только в XVIII веке. Изначально они получили распространение на западных и южных территориях, где была развита дорожная инфраструктура. В центральных и северных районах с холодным климатом большей популярностью пользовались розвальни и сани.

Из литературных источников мы знаем, что бричками пользовались как знать, так и простые обыватели. Эти небольшие экипажи были достаточно легкими и маневренными, чтобы перевозить людей на небольшие расстояния по грунтовым дорогам.

Постепенно, с развитием железнодорожного сообщения и появлением автомобилей, брички вышли из широкого употребления. Однако и сегодня в глубинке можно встретить лошадей, запряженных в эти исторические экипажи.

Конструкция и внешний вид брички

Конструктивно бричка состоит из двух основных частей:

  • Ходовая часть - колеса, оси.
  • Кузов - собственно пассажирский отсек.

Рассмотрим детали:

  • Колеса изготавливались из дерева, реже - из металла. Их размер варьировался от 60 см до 1 м.
  • Оси также деревянные, реже - металлические. К ним крепился кузов.
  • Дно кузова обычно делали из досок, борта - из дерева, кожи или плетеные.
  • Крыша могла быть как жесткой (деревянной), так и мягкой (кожаной, парусиновой).
  • Для комфорта иногда устанавливали рессоры или даже пружины.

Отличительной особенностью бричек была легкость и небольшие габариты по сравнению с тяжелыми каретами и огромными крытыми тарантасами. Кузов вмещал от 2 до 4 человек. Запрягали в брички обычно одну лошадь, реже - пару.

Существовали разновидности бричек: на рессорах и без, открытые и закрытые, городские и сельские. Последние часто изготавливали сами крестьяне из подручных материалов.

Как мы уже отмечали, существовало много разновидностей бричек. Давайте рассмотрим основные из них.

Брички на рессорах

Брички на рессорах отличались более комфортабельной ездой. Рессоры гасили удары о неровности дороги. Такие экипажи использовала преимущественно знать и богатые купцы.

Простые брички

Простые брички делались без рессор. Они были дешевле и распространены среди небогатых слоев населения, особенно в деревнях. Их мастерили плотники или сами владельцы.

Почтовые брички

Специальные разновидности бричек использовались для перевозки почты и небольших грузов. Они отличались увеличенной грузоподъемностью и скоростью.

Брички в наши дни

Хотя времена господства гужевого транспорта давно прошли, что такое бричка знают многие. Этот образ прочно вошел в культуру и язык.

До сих пор брички можно увидеть в сельской местности, где они до сих пор используются как транспортное средство.

Также туристы могут прокатиться на бричках в музеях или конных клубах, окунувшись в атмосферу прошлых веков.

Комментарии