Почему зимой темнеет раньше? Ответы на вечный вопрос

Почему с наступлением зимы день становится все короче, а ночь все длиннее? Этот вопрос волнует людей с древних времен. Давайте разберемся в причинах этого удивительного астрономического явления и узнаем много нового и интересного о движении Земли.

Основные причины более раннего наступления темноты зимой

Главной причиной того, почему зимой темнеет раньше, является изменение угла, под которым солнечные лучи падают на поверхность Земли. Это связано с двумя основными факторами:

1. Наклоном оси вращения Земли по отношению к плоскости ее орбиты. Угол наклона составляет 23,5 градуса.
  2. Движением Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца. Вскользь изменяется расстояние от Земли до Солнца в течение года.

Когда в Северном полушарии наступает зима, ось Земли максимально отклоняется от Солнца. В результате солнечные лучи падают на поверхность под острым углом и проходят по касательной.

Зимой солнечные лучи меньше прогревают и освещают Землю, отчего световой день становится короче, а ночь длиннее.

Еще одной важной характеристикой является понятие светового и астрономического дня:

• Астрономические сутки длятся 24 часа и делятся поровну на день и ночь.
  • Световой день начинается с восхода Солнца и заканчивается закатом. Его длительность изменяется каждые сутки.

Почему зимой темнеет раньше чем летом, можно объяснить также через такие понятия, как солнцестояние и равноденствие:

Зимнее солнцестояние 21-22 декабря, самый короткий день в году
Летнее солнцестояние 21-22 июня, самый длинный день в году
Весеннее и осеннее равноденствие День равен ночи, 20-21 марта и 22-23 сентября

На продолжительность светового дня влияет также широта местности. Чем дальше от экватора к полюсам, тем более выражен эффект укорочения дня зимой. Например, в полярных широтах царит полярная ночь.

Мудрец изучает древние манускрипты при свечах

История изучения этого астрономического феномена

Люди задавались вопросом почему зимой темнеет раньше, чем летом с древнейших времен. Первые попытки объяснить это явление предпринимались еще в античные времена такими учеными, как Пифагор, Аристотель, Птолемей.

Ребенок спрашивает родителя, почему зимой рано темнеет

Представления в античные времена

Древнегреческий философ Пифагор считал, что причиной смены дня и ночи является вращение небесной сферы вокруг Земли. Аристотель полагал, что длительность светового дня зависит от высоты Солнца над горизонтом. А Птолемей на основе многолетних астрономических наблюдений составил модель движения Солнца и планет, объясняющую смену времен года.

Средневековая наука

В Средние века господствовали религиозные догматы, однако некоторые ученые продолжали собственные астрономические наблюдения. Например, Тихо Браге подробно описал движение Луны и планет. А Кеплер на основе наблюдений Браге сформулировал законы движения планет.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения началось бурное развитие науки, были сконструированы первые телескопы. Галилей в 1610 году обнаружил четыре крупнейших спутника Юпитера и фазы Венеры, что подтвердило гелиоцентрическую систему мира Коперника.

Новейшие исследования

В XIX-XX веках благодаря открытию законов электромагнитного излучения и квантовой физики стало возможным проводить точные астрономические наблюдения. В XXI веке исследования Солнечной системы проводятся с помощью орбитальных телескопов и межпланетных станций.

Перспективы дальнейшего изучения

И сегодня ученые продолжают исследовать процессы, происходящие на Солнце, движение планет и их спутников. Открытие экзопланет позволяет сравнивать нашу Солнечную систему с другими планетными системами во Вселенной.