Почему в 1965 году потребовалась экономическая реформа в СССР

Сегодня мы подробно разберем, почему в 1965 году СССР потребовалась масштабная экономическая реформа. Узнаем ее предпосылки, цели, механизмы и итоги. Поймем сильные и слабые стороны, проследим судьбу реформы в 70-е годы.

Предпосылки реформы

К середине 1960-х годов в экономике СССР накопилось немало проблем:

  • Диспропорции между отраслями, нехватка товаров народного потребления
  • Низкая эффективность использования ресурсов, рост незавершенного строительства
  • Отставание сельского хозяйства от индустрии
  • Выпуск продукции низкого качества, не находившей спроса

Эти вызовы требовали срочного решения. Председатель Совмина Алексей Косыгин инициировал подготовку реформы еще в начале 1960-х. Разработкой занимались ведущие экономисты – академики В. Немчинов, Л. Канторович. Публично дискуссия развернулась в 1962 году после выхода в "Правде" статьи профессора Е. Либермана "План, прибыль, премия".

Цели реформы

Объявляя реформу в 1965 году, А. Косыгин обозначил такие цели:

  1. Повышение производительности труда
  2. Улучшение качества продукции
  3. Технический прогресс

"Осознание нарастающих проблем, связанных с неэффективностью советской экономики, в середине 1960-х годов подтолкнуло руководство страны к попытке провести экономические реформы", - отмечал Егор Гайдар.

Механизмы реформы

В центре реформы 1965 года:

  • Расширение полномочий предприятий, повышение их самостоятельности
  • Введение экономических стимулов для оптимизации производства
  • Переход от показателя валовой продукции к прибыли как ключевому критерию эффективности
  • Формирование фондов материального поощрения работников за счет прибыли

"Трудно сказать, в какой степени это было результатом реформаторских усилий, но восьмая пятилетка (1966–1970) по темпам экономического роста оказалась самой успешной за последние три десятилетия существования СССР", — отмечал Егор Гайдар.

Однако помимо быстрого роста появились и новые проблемы: рост теневой экономики, бесконтрольное повышение себестоимости продукции. Это породило страхи потери контроля над экономикой и подтолкнуло к сворачиванию реформы.

"Ничего не осталось, все рухнуло. Реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят", - констатировал А.Косыгин в 1971 году.

портрет Либермана за письменным столом думает над экономическими формулами на доске летом 1962 года

Роль Косыгина и Либермана

Хотя Е. Либермана часто называют идейным вдохновителем реформы, ее разработка велась в правительстве уже с начала 1960-х под руководством А. Косыгина. Обсуждались различные варианты расширения хозяйственной самостоятельности предприятий. Публичным этот закрытый дискуссия стала после выхода в 1962 году в "Правде" статьи Либермана "План, прибыль, премия". В ней он предлагал сделать прибыль главным критерием эффективности, а не объем валовой продукции. Эти идеи перекликались с тем, над чем уже работал А. Косыгин. В итоге в сентябре 1965 г. именно он озвучил основные положения готовящейся реформы.

Ход реформы

К 1969 году по новой системе работали уже более 32 тыс. предприятий, производивших 77 процентов продукции страны. Это ускорило темпы роста: национальный доход за 8 пятилетку подскочил на 42 процента, промышленность выросла в 1,5 раза. В то же время реформа породила проблему искусственного завышения себестоимости ради увеличения прибыли. Росла и теневая экономика при ослаблении контроля.

Почему экономическая реформа 1965 года, дав стремительный старт, затем застопорилась и была свернута? Дело как раз в опасениях чрезмерной либерализации со стороны консервативного руководства СССР. Особенно сильно это проявилось на фоне Пражской весны 1968 года в Чехословакии. В итоге в начале 1970-х годов реформу Косыгина закрыли, а ее лидера фактически отстранили от руководства экономическим блоком.

Итоги реформы

Оглядываясь назад, экономисты оценивают реформу 1965 года как последнюю серьезную попытку модернизировать советскую экономику рыночными методами. На какое-то время это принесло ощутимый эффект в виде роста производства и уровня жизни. Однако в долгосрочной перспективе недостатки плановой системы оказались слишком глубоки, а политическая воля руководства - недостаточной. Поэтому реформа была обречена.

Тем не менее опыт 1965 года поучителен для экономической политики и сегодня. Он показывает, что даже ограниченные рыночные механизмы способны "подзарядить" экономику. Но в то же время ясно, что без полноценных структурных преобразований эффект будет краткосрочным.

Уроки и аналогии

Цегодня российская экономика вновь переживает не лучшие времена. И опыт реформы 1965 года по-прежнему актуален. Он показывает, что даже ограниченное внедрение рыночных стимулов способно подстегнуть производство и создать ощущение экономического подъема.

Однако реформа Косыгина также продемонстрировала и слабые стороны такого подхода. Без кардинальной ломки основ планово-административной системы положительный эффект неизбежно исчерпает себя. А попытки либерализации могут вызвать и политическое сопротивление консерваторов, как это произошло в 1968 году.

Сравнение с современностью

Если сравнивать текущую ситуацию в российской экономике и 1965 год, можно увидеть много общего.

  • Те же дисбалансы между отраслями
  • Хроническое отставание сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности
  • Изношенные основные фонды, требующие модернизации
  • Накопившиеся структурные диспропорции

Эти факторы тормозят экономический рост уже много лет. И вновь встает вопрос - какие меры нужны, чтобы запустить модернизацию?

Варианты решения проблем

Опыт 1965 года показывает несколько возможных путей:

  1. Расширение прав и экономических стимулов для бизнеса
  2. Поддержка инновационных и быстрорастущих отраслей
  3. Поощрение предпринимательской инициативы

Однако реформа Косыгина также продемонстрировала риски:

  • Краткосрочный эффект без глубоких изменений
  • Рост теневой экономики и коррупции
  • Политическое сопротивление реформам

Насколько возможны перемены сейчас?

Так насколько вероятно, что сейчас российские власти пойдут по пути 1965 года и предпримут попытку новой либерализации экономики?

С одной стороны, нынешняя ситуация дает для этого основания. Рост тормозится, структурные дисбалансы накопились. Бизнес ищет возможности для развития.

Но с другой стороны - опыт 1965 года показывает и риски такого подхода. А готовность идти на структурные реформы у нынешнего руководства вызывает большие сомнения. Скорее всего, ограничатся полумерами, как это уже не раз бывало в новейшей истории.

крупный план за рабочим столом Косыгин просматривает документы реформы 1965 года

Мировой контекст 1965 года

Еще один важный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов, - это мировой контекст середины 1960-х годов. Экономическая реформа в СССР проходила на фоне глобальных перемен.

  • Активная фаза «холодной войны» между СССР и Западом
  • Бурный экономический подъем в Европе и Японии
  • Научно-техническая революция в разгаре
  • Гонка вооружений требовала колоссальных ресурсов

Все это создавало огромную нагрузку на советскую экономику, заставляя искать пути повышения ее эффективности. Попыткой ответа на эти вызовы и стала реформа 1965 года.

Аналогии с перестройкой

Еще одна историческая параллель, которая приходит на ум, - это перестройка в СССР во второй половине 1980-х годов. Тогда тоже предпринималась попытка реформировать застойную плановую экономику при помощи ограниченных рыночных механизмов.

Изначально подход Горбачева тоже дал определенный положительный эффект. Но затем процесс вышел из-под контроля и завершился крахом всей политической и экономической системы СССР.

Этот пример еще раз подчеркивает, насколько сложна задача реформирования централизованной экономики без радикального слома ее основ. И как легко при этом потерять контроль над ситуацией.

Насколько применим этот опыт сейчас?

И все же, несмотря на все противоречия реформы 1965 года, она дала важные уроки, применимые и в наши дни. Этот эпизод показал, что даже небольшая экономическая либерализация способна оживить деловую активность и принести временный подъем.

Однако он также ясно продемонстрировал цену такого кратковременного эффекта. Это сопротивление консервативных сил, повышенные коррупционные риски и в конечном итоге - неизбежность нового кризиса без коренной реструктуризации.

Поддержка реформы населением

Еще один немаловажный момент - как реформа 1965 года была воспринята в советском обществе? В целом успехи первых послереформенных лет вызвали энтузиазм и поддержку населения.

  • Росли зарплаты и уровень жизни
  • Появлялось больше возможностей для индивидуальных инициатив
  • Ощущалась оттепель после догматизма хрущевских времен

Однако по мере нарастания негативных явлений в экономике в конце 1960-х годов этот энтузиазм стал угасать. Люди разочаровывались от того, что позитивные сдвиги оказались недолговечными.

Причины неудачи реформы

Подводя итог, можно выделить несколько ключевых причин, по которым реформа 1965 года в конечном счете провалилась:

  1. Недостаточная политическая воля руководства для преодоления сопротивления
  2. Страх потерять контроль над экономикой
  3. Отсутствие комплексного видения реформ
  4. Нерешенность системных проблем плановой экономики

Эти факторы и привели к тому, что попытка 1965 года осталась последней серьезной реформой в СССР вплоть до перестройки.

Теперь вы ознакомлены с вопросом, почему экономическая реформа потерпела крах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.