Насос-форсунка: классификация и ремонт

С каждым годом требования для дизельного двигателя по таким критериям, как мощность, экологичность и экономичность только возрастают. И лишь идеальное образование горючей смеси позволяет удовлетворить эти требования. Следовательно, вся система впрыска должна работать эффективно, обеспечивая мельчайший распыл под высоким давлением.

Такой системой, которая объединяет в одном узле топливную форсунку и насос, является насос-форсунка. Аналогично ТНВД, насос-форсунка впрыскивает определенный объем смеси в нужный момент. Благодаря тому, что на каждый из цилиндров двигателя приходится по одному насосу-форсунке, в подобной системе нет топливопроводов ТНВД.

Устройство форсунки следующее: в головке блока цилиндров расположены дизельных насоса-форсунки. Для приведения их в действие на распределительном валу есть 4 специальных кулачка. Усилие на плунжеры насосов-форсунок передается через коромысла. Благодаря особому профилю кулачка привода насоса-форсунки коромысло сначала резко поднимается, а потом плавно опускается.

В момент, когда происходит резкий подъем коромысла, плунжер с огромной скоростью прижимается книзу. Поэтому и возникает высокое давление. Когда коромысло начинает медленно опускаться, плунжер также начинает медленное и равномерное движение вверх. Такая конструкция позволяет топливу поступать в камеру высокого давления плавно, при этом не происходит образования пузырьков воздуха. Время и период впрыска контролирует электромагнитный клапан управления насосом-форсункой. Для этого через электронный блок управления на него подается напряжение. Даже при небольших отклонениях в заводских параметрах при распылении происходит перерасход топлива, двигатель начинает "шуметь".

Дизельный насос-форсунка может быть трех типов: пьезоэлектрический, электромагнитный, электрогидравлический . С электромагнитным клапаном форсунка устанавливается как на бензиновых, так и на дизельных двигателях и имеет простое устройство: сопло и электромагнитный клапан с распыляющей иглой. Электрогидравлическая форсунка устанавливается только на дизелях, которые чаще всего работают по системе Комон Райл. Пьезоэлектрическая считается самой совершенной для дизельных двигателей.

Такой насос-форсунка срабатывает до 4 раз быстрее, чем электромагнитный, и дозирует впрыскиваемое топливо с максимальной точностью.

Ремонт форсунок следует производить тогда, когда наблюдаются следующие признаки: расход топлива заметно повышен, провал при быстром нажатии на педаль газа, подтекание топлива или хлопки в выпускной системе. Холостые обороты автомобиля неустойчивы: стрелка тахометра постоянно "скачет" без причины. Проверка форсунок, как и их ремонт производится на специальных стендах, поэтому отремонтировать их самостоятельно трудно: установка давления всего на 10% выше номинального является причиной сбоев в работе двигателя. И даже если работа топливной системы не дает причин для беспокойства, диагностика форсунок – процесс, который рекомендуется проводить после каждых 60 000-70 000 км пробега авто.

Комментарии