Четырехстопный ямб: ритм стиха или броуновское движение слов?
Четырехстопный ямб - один из самых популярных размеров русской поэзии. Его отличает четкий ритм с постоянным чередованием ударных и безударных слогов. Он придает стихам особую мелодичность и запоминаемость. Использовался такими классиками, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов.
Однако иногда возникает вопрос - насколько этот размер строг и обязателен для соблюдения? Или поэты позволяют себе некоторую свободу в расстановке ударений? Можно ли уподобить движение слов в четырехстопном ямбе броуновскому движению - случайному блужданию частиц в жидкости или газе?
В чем особенность четырехстопного ямба
Четырехстопный ямб – это классический русский стихотворный размер, который состоит из четырех ямбических стоп. Каждая стопа в нем представляет собой два слога, ударным из которых является второй. Таким образом, схема четырехстопного ямба выглядит следующим образом: «четырехстопный ямб примеры» _ _ / | _ _ / | _ _ / | _ _ /, где _ - безударный слог, / - ударный слог, | - граница между стопами.
Особенность четырехстопного ямба заключается в том, что он является наиболее распространенным размером русской поэзии. Им написаны такие шедевры, как «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, многие произведения М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и других классиков. Четырехстопный ямб придает стиху особую музыкальность, плавность и гармоничность.
Благодаря своей популярности, ямб четырехстопный стал своего рода символом русской поэзии. Именно в этом размере лучше всего отразился национальный колорит русского стиха. Четырехстопный ямб одинаково хорош как для лирических, так и для сатирических произведений. Он позволяет достичь удивительного равновесия между свободным движением речи и строгой упорядоченностью ритма.
Классики о четырехстопном ямбе
Одним из первых классиков русской литературы, кто активно использовал четырехстопный ямб в своих произведениях, был А.С. Пушкин. Именно Пушкин сделал четырехстопный ямб поистине национальным размером русской поэзии. Об этом размере поэт писал: «Наши поэты усыновили его единогласно и так удачно, что он сделался совершенно русским».
В частности, знаменитый роман «Евгений Онегин» Пушкин целиком написал четырехстопным ямбом. Этот размер позволил автору передать и философичность повествования, и лиризм отступлений, и драматизм диалогов. Из других классиков русской литературы четырехстопный ямб активно использовали А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов.
Например, знаменитое стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» написано четырехстопным ямбом.
Тютчев «Весенняя гроза» – тоже классический пример четырехстопного ямба.
На протяжении XIX и первой половины XX века сотни русских поэтов писали именно четырехстопным ямбом. Этот размер как нельзя лучше подходит для выражения самых разных чувств и переживаний.
Насколько строг этот размер?
Четырехстопный ямб считается достаточно строгим размером с точки зрения ритмики и расстановки ударений. В отличие от таких размеров, как, например, тонический стих, где допускаются вольности в количестве стоп и месте ударений, в классическом четырехстопном ямбе обычно придерживаются строгого чередования ударных и безударных слогов.
Тем не менее, в рамках четырехстопного ямба также встречаются отступления от канона. Еще Пушкин в «Евгении Онегине» позволял себе использовать пиррихии (два безударных слога подряд) и спондеи (два ударных слога подряд) для придания большей выразительности тексту. Такие отступления называются поэтическими вольностями.
Так что, несмотря на кажущуюся строгость, четырехстопный ямб дает поэтам достаточно свободы для творчества в рамках заданного размера и ритма.
Броуновское движение слов
Интересный вопрос - насколько последовательно соблюдается размер четырехстопного ямба в конкретных литературных произведениях? Ведь порой кажется, будто слова движутся хаотично, как частицы в броуновском движении.
Для ответа можно проанализировать статистику отклонений от канонической схемы четырехстопного ямба в разных текстах. Скажем, в «Евгении Онегине» Пушкина доля строк, полностью совпадающих со схемой, составляет около 60%. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - около 65%.
Значит, отклонения в 35-40% строк вполне допустимы и даже необходимы для придания выразительности. Поэтому хаотичность расположения слов - это осознанный прием. Как писал сам Пушкин, не должно думать, чтоб вольность сия вводила какой-нибудь беспорядок. Так что броуновское движение подчинено в четырехстопном ямбе строгим законам стихосложения.