Гипербола - это что такое и где применяется

Гипербола - один из наиболее ярких и выразительных тропов, широко используемых как в художественной литературе, так и в разговорной речи. Давайте разберемся, что это такое, как правильно применять гиперболу и зачем вообще нужны преувеличения в нашей повседневной коммуникации.

Определение гиперболы

Гипербола (от др.-греч. ὑπερβολή — «преувеличение») — образное выражение, основанное на намеренном преувеличении свойств или признаков предметов и явлений.

Гипербола увеличивает в размерах, преувеличивает в силе, интенсивности те или иные качества изображаемого предмета, действия или явления, — отмечал литературовед В.А. Кухаренко.

Основная цель гиперболы — усилить выразительность речи, придать ей большую эмоциональность и образность. Гипербола позволяет акцентировать внимание на определенных деталях, выделить их значимость.

Крупный план разъяренной женщины

Признаки гиперболы

  • Явное преувеличение размеров, свойств, качеств объекта
  • Несоответствие действительности
  • Намеренность преувеличения
  • Образность и эмоциональность выражений

Гипербола часто используется в сочетании с другими тропами — метафорой, олицетворением, эпитетами. Это позволяет усилить образность и выразительность.

Панорамный вид огромной извивающейся очереди людей

Виды гипербол

Различают следующие разновидности гиперболы:

  • Гипербола количества — преувеличение числовых показателей: ждала тебя целую вечность
  • Гипербола меры — преувеличение размеров: гора посуды
  • Гипербола силы — преувеличение интенсивности действия или свойства: умереть от скуки

Гипербола широко используется в разговорной речи, художественной литературе, рекламных текстах. Правильное применение гипербол позволяет сделать высказывание более ярким, запоминающимся и выразительным.

Функции и цели гиперболы

Гипербола выполняет в речи и тексте следующие основные функции:

  1. Усиление выразительности
  2. Создание ярких художественных образов
  3. Выделение важных деталей
  4. Привлечение и акцентирование внимания
  5. Создание комического эффекта
  6. Выражение субъективного отношения автора

Рассмотрим подробнее каждую из этих функций.

Усиление выразительности речи

Одна из важнейших функций гиперболы - придание речи бóльшей выразительности и эмоциональности. Гиперболические образы запоминаются, привлекают внимание, создают необходимый автору эффект.

Гипербола позволяет «оживить» текст или высказывание, сделать его ярче и интереснее для восприятия. Преувеличение создает некий эмоциональный фон, соответствующий замыслу автора.

Например, гиперболическое выражение «дождь льет как из ведра» выразительнее передает силу ливня, чем нейтральное «сильно идет дождь». Таким образом, гипербола усиливает изобразительность речи.

Создание художественных образов

В художественной литературе гипербола часто используется для создания ярких запоминающихся образов персонажей, ситуаций, описаний природы.

Например, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» гиперболически описан образ Чичикова: «какой-то необыкновенный пошиб был во всей его фигуре, необъятный в плечах, страшный в объеме» .

Гиперболические образы позволяют автору ярко и запоминающе охарактеризовать героев произведения.

Выделение важных деталей

Еще одна важная функция гиперболы - акцентирование внимания на значимых деталях, их выделение. Преувеличивая те или иные черты, гипербола как бы «подсвечивает» нужные автору фрагменты текста или речи.

Например, выражение «время тянется бесконечно медленно» выделяет ощущение долгого ожидания, вынужденного бездействия. Так автор акцентирует внимание именно на этом состоянии, этой детали своего повествования.

Таким образом, гипербола позволяет управлять вниманием аудитории, выделяя важные элементы сообщения.

Привлечение внимания

Яркие гиперболические образы и выражения привлекают внимание аудитории, запоминаются. Это свойство гиперболы часто используется в заголовках, рекламных текстах.

Например, рекламный слоган «Наша косметика делает кожу идеальной!» привлекает внимание потенциальных покупателей преувеличением результатов от использования рекламируемого средства.

Гипербола позволяет сделать сообщение более заметным, привлечь к нему интерес аудитории.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.