На сегодняшний день практически во всех странах имеется довольно высокий показатель инвалидности, связанной со сложными производственными процессами, военными конфликтами, увеличением транспортных потоков, ухудшением экологии и прочих факторов, способствующих временной или полной потере каких-либо возможностей организма человека. Это и привело к появлению такого понятия, как адаптивная физическая культура. Ее объектом являются люди, которые утратили жизненно важные функции на длительный промежуток времени или навсегда. К этой категории относятся больные или инвалиды, перенесшие ампутацию конечностей, удаление органов, потерявшие слух или зрение, а также способность самостоятельно передвигаться. Все эти люди остаются членами общества и для дальнейшего выживания им необходима трансформация (так сказать, адаптация или приспособление) к новому образу жизни. Именно этим и занимается адаптивная физкультура.
В нашем обществе сложилось и устоялось мнение, что хроническими больными или инвалидами должны заниматься представители социальных служб и здравоохранения, но никак не спортсмены. Теория физической культуры напрочь разрушает это мнение, подтверждая свою позицию практикой. Дело в том, что, в отличие от медицинской реабилитации (которая, в основном, направлена на восстановление функций организма с применением медтехники, массажей и фармакологии), адаптивная физическая культура способствует самореализации человека в новых условиях с использованием естественных факторов (здоровый образ жизни, спорт, закаливание, рациональное питание). А это требует максимальных усилий и полного отвлечения от своих проблем и болезней.Адаптивная физическая культура: содержание и задачи
Сама по себе адаптивная физкультура состоит из нескольких подвидов занятий, комплексно используемых и направленных на восстановление инвалида как физически, так и морально, привлечение его к нормальному образу жизни: общению, развлечениям, участию в соревнованиях, активному отдыху и прочему.
Итак, что же подразумевает адаптивная физическая культура? Это, прежде всего, физическое воспитание, адаптивный спорт, двигательная реабилитация и физическая рекреация.Адаптивное физическое воспитание или образование направлено на ознакомление больных или инвалидов с комплексом знаний о двигательных системах и навыках, о развитии специальных возможностей и качеств, о сохранении, использовании и развитии оставшихся телесно-двигательных качеств. Основной задачей АФК является воспитание у инвалида уверенности в своих силах. Также формируются: умение преодолевать физические и моральные нагрузки, достигать поставленных целей, быть уверенным и самостоятельным.
Адаптивный спорт направлен на воспитание и формирование у инвалидов степеней спортивного мастерства. Он предусматривает участие в соревнованиях и достижение хороших результатов. Основная цель АС – это привлечение инвалида к спорту, освоению интеллектуальных, технологических и мобилизационных ценностей физкультуры.
Адаптивная двигательная реабилитация направлена на восстановление функций, утраченных в результате перенесенных заболеваний, травм или перенапряжений, связанных с основным видом деятельности или образом жизни. Это не относится к функциям, которые были утрачены из-за основного заболевания, которое стало причиной инвалидности. Основная цель АДР – научить больного или инвалида правильно и с пользой для здоровья использовать естественные средства, например, массаж, комплексы физических упражнений, закаливание и прочие процедуры.
Адаптивная физическая культура – это направление, которое помогает больным людям и инвалидам морально и физически адаптироваться к новым жизненным условиям, поднять свою самооценку и повысить уровень жизнестойкости.
правда многое зависит от университета, преподавателй, смотря какая где програма. у нас была и валеология, и основы рационального питания, и косметология, и философия здоровья, и пр. т.е. мног