Бенедикт Спиноза, "Этика": краткое содержание, основные положения
Шедевр этики Нового времени - трактат «Этика» Спинозы - был завершен в 1675 г. Однако автор отложил публикацию после того, как ему сообщили, что это вызовет еще больший скандал, чем его «Богословско-политический трактат». В конце концов книга была издана по инициативе друзей голландского философа спустя несколько месяцев после его смерти, в 1677 году.
Аксиоматический метод
Основные положения «Этики» Спинозы представлены в форме геометрического доказательства в стиле «Элементов» Евклида, хотя более непосредственным вдохновением, вероятно, послужил труд Institutio Theologica («Первоосновы теологии») Прокла – аксиоматическое представление неоплатонической метафизики, составленное в V в. Автор, по-видимому, полагал, что геометрическое изложение идей будет более ясным, чем традиционный повествовательный стиль его ранних работ. Поэтому он начал с набора определений ключевых терминов и ряда самоочевидных «аксиом» и вывел из них «теоремы» или утверждения.
І часть «Этики» Спинозы не содержит вводных или пояснительных материалов для помощи читателю. По-видимому, автор изначально считал это ненужным. Тем не менее к середине I части он добавил различные примечания и наблюдения, чтобы читатель понял значение выводов, к которым он пришел. К концу І части содержание «Этики» Спинозы пополнилось полемическими очерками и введениями к различным темам. Таким образом, форма работы в целом представляет собой смесь аксиоматических доказательств и философского повествования.
Источники вдохновения
«Этика» Спинозы основывается на трех еврейских источниках, которые, вероятно, были знакомы автору по его ранней интеллектуальной жизни.
Первый – это «Диалоги о любви» Леона Эбрео (также известного как Иегуда Абрабанель), написанные в начале XVI века. В библиотеке Спинозы была копия этой книги на испанском языке. Она является источником ключевых фраз, которые голландский философ использует в конце V части, чтобы описать кульминацию человеческой интеллектуальной деятельности, а именно наблюдение мира «с точки зрения вечности», имея в качестве конечной цели «интеллектуальную любовь к Богу».
Спиноза также использовал по крайней мере один аргумент испанского еврейского философа 15 века Хасдая бен Авраама Крескаса, чья критика Аристотеля была напечатана в середине XVI века на иврите.
Наконец, автор, похоже, имел доступ к «Небесным вратам» Авраама Когена де Эрреры, наиболее философски искушенного каббалиста XVII века. Ученик Исаака бен Соломона Лурии и ранний член общины Амстердама, Эррера знал огромное количество трудов в области древней исламской, иудейской и христианской философии, а также был знаком с каббалистической мыслью. «Небесные врата» - его основная работа, которая распространялась в Амстердаме на испанском языке - появилась на иврите в сокращенном варианте в 1655 г.
Онтология и «Этика» Спинозы
Книга является амбициозной и многогранной работой. Она амбициозна, поскольку опровергает все традиционные философские концепции Бога, Вселенной и человека того времени. Метод голландского философа состоит в том, чтобы продемонстрировать правду о Всевышнем, природе, человеке, религии и общем благе, используя определения, аксиомы, следствия и схолии, то есть математически.
«Этика» Бенедикта Спинозы – действительно лучшее резюме его философии.
Хотя труд охватывает теологию, антропологию, онтологию и метафизику, автор выбрал термин «этика», потому что, по его мнению, счастье достигается путем освобождения от суеверий и страстей. Другими словами, онтология рассматривается как способ демистифицировать мир и позволить человеку жить разумно.
«Этика»: краткое содержание
Спиноза начинает с определения 8 терминов: причины самого себя, конечного в своем роде, субстанции, атрибута, модуса, Бога, свободы и вечности. Затем следует серия аксиом, одна из которых якобы гарантирует, что результаты логических демонстраций будут истинны в отношении действительности. Спиноза быстро приходит к выводу, что субстанция должна существовать, быть самостоятельной и неограниченной. Из этого он доказывает, что не может быть двух субстанций с одинаковым атрибутом, поскольку тогда бы они друг друга ограничивали. Это приводит к монументальному выводу из теоремы 11 о том, что Всевышний, или субстанция, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную и вечную сущность, необходимо существует.
Из определения Творца как субстанции с бесчисленными атрибутами и других суждений о сущности следует, что кроме Бога не может ни быть представляемой, ни существовать никакая субстанция (теорема 14), все существует в Боге, без которого ничто не может ни быть представляемым, ни существовать (теорема 15). Это составляет ядро метафизики и этики Спинозы. Бог повсюду, и все, что существует, является его модификацией. Он известен людям только по двум его атрибутам – мышлению и протяжению (качеству обладания пространственными измерениями), хотя количество Его атрибутов бесконечно. Позже в I части «Этики» Спиноза устанавливает, что все, что происходит, обязательно следует из природы Бога, и что в ней не может быть никаких непредвиденных обстоятельств. Раздел заканчивается прилагаемой полемикой о неправильном понимании мира религиозными и суеверными людьми, которые думают, что Всевышний может изменить ход событий, и что ход событий иногда отражает божественное суждение о человеческом поведении.
Бог или Природа
Под Всевышним автор подразумевает абсолютно бесконечное существо, субстанцию, которая состоит из бесчисленных атрибутов, выражающих бесконечную, вечную сущность. Бог не имеет предела, необходимо существует и является единственной субстанцией во Вселенной. Во Вселенной одна субстанция – Всевышний, и все есть в Нем.
Ниже следует краткое изложение суждений «Этики» Спинозы о Боге:
- По природе субстанция к своим состояниям первична.
- Субстанции с разными атрибутами ничего общего не имеют.
- Если что-то не имеет ничего общего с другим, то они не могут являться причинами друг друга.
- Вещи отличаются атрибутами субстанций или модусами.
- В природе могут существовать субстанции одинаковой природы.
- Субстанция не может производиться из другой.
- Субстанции присуще существование.
- Субстанция необходимо бесконечна.
- Вещь, обладающая большей реальностью или бытием, имеет больше атрибутов.
- Атрибуты одной субстанции должны представляться через себя.
- Бог, или субстанция, которая состоит из бесконечного количества атрибутов, выражающих вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.
- Никакой атрибут субстанции не может быть представлен понятием, из которого следует, что эта субстанция может быть разделена.
- Абсолютно бесконечная субстанция неделима.
- Никакая субстанция, кроме Бога, не может ни существовать, ни быть представляемой.
Это доказывает, что Создатель бесконечен, необходимо и без причины, в три простых шага. Во-первых, Спиноза утверждает, что две субстанции могут разделять сущность или атрибут. Затем он доказывает существование субстанции с бесчисленными атрибутами. Из этого следует, что ее существование исключает существование любой другой. Поскольку в этом случае должен быть и атрибут. Однако у Бога есть уже все атрибуты. Поэтому помимо Него нет другой субстанции.
Бог – единственная субстанция, поэтому все остальное существует в Нем. Эти вещи, которые находятся в атрибутах Всевышнего, автор называет модусами.
Каковы следствия этой концепции Бога? В «Этике» Спиноза рассматривает Его как имманентную, универсальную причину, которая обеспечивает непрерывность всего, что существует. Это представляет разрыв с Богом Откровения, который представлен как трансцендентная причина в мире. Согласно Спинозе, мир необходимо существует потому, что божественная субстанция имеет атрибут существования, тогда как в иудео-христианской традиции Бог не мог создать мир.
Суждение 29: В природе ничто не случайно, все определено необходимостью действия и существования природы по известному образу.
Однако существуют различия в том, как вещи зависят от Бога. Некоторые части Вселенной управляются Создателем непосредственно и необходимо: это бесконечные модусы, которые включают в себя законы физики, истины геометрии, законы логики. Индивидуальные и конкретные вещи причинно более далеки от Бога. Конечные модусы – это нарушения атрибутов Всевышнего.
Метафизику Творца Спинозы лучше всего обобщить следующим предложением: «Бог или Природа». Согласно философу, природа имеет две стороны: активную и пассивную. Во-первых, есть Бог и его атрибуты, из которых следует все остальное: это Natura naturans, то, что природа создает. Остальное, назначенное Всевышним и его атрибутами, – Natura naturata, то, что природа уже создала.
Таким образом, фундаментальная проницательность Спинозы в I части состоит в том, что природа является неделимым целым, без причины, существенным. Вне ее нет ничего, и все, что существует, является ее частью. Уникальная природа, единая и необходимая, – это то, что Спиноза называет Богом. Из-за ее неотъемлемой необходимости во Вселенной нет телеологии: ничто не должно заканчиваться. Порядок вещей просто следует Богу с нерушимым детерминизмом. Все разговоры о планах, намерениях или целях Всевышнего – это просто фикции антропоморфистов.
Спиноза и Декарт
Во II части «Этики» Бенедикт Спиноза рассматривает два атрибута, через которые люди понимают мир, – мышление и протяжение. Последняя форма понимания развивается в естественных науках, а первая – в логике и психологии. Для Спинозы не составляет проблемы, в отличие от Декарта, объяснение взаимодействия между разумом и телом. Они являются не отдельными сущностями, каузально взаимодействующими друг с другом, а просто разными аспектами одних и тех же событий. Спиноза принял механистическую физику Декарта как правильный способ понять мир с точки зрения протяжения. Отдельные сущности тела или духа являются «модусами» субстанции: телесные – в терминах атрибута протяжения, а душевные – мышления. Поскольку Бог – единственная субстанция, то все сущности тела и духа – это Его модусы. Поскольку модусы созданы природой и преходящи, то Всевышний, или субстанция, вечен.
Человек
II часть посвящена этике личности Спинозы, происхождению и природе людей. Два атрибута Бога, которые мы знаем, являются протяжением и мышлением.
Если Всевышний материален, это не означает, что у Него есть тело. Действительно, Бог – это не сама материя, а протяжение ее сущности, поскольку протяжение и мышление – два разных атрибута, которые не имеют ничего общего. Модусы протяжения – это физические органы, а мышления – идеи. Поскольку они не имеют ничего общего, сферы материи и разума являются причинно замкнутыми системами и гетерогенны.
Одной из насущных проблем философии XVII века и, возможно, самым известным наследием дуализма Декарта является проблема соотношения двух радикально разных субстанций, таких как ум и тело, вопрос об их союзе и их взаимодействии. Говоря кратко, в «Этике» Спиноза отрицает, что человек представляет собой объединение двух субстанций. Его ум и тело – выражения одного: человека. И поскольку нет никакого взаимодействия между умом и телом, проблемы не возникает.
Познание
Человеческий разум, как Бог, имеет идеи. Спиноза подробно анализирует состав человека, поскольку его цель – показать, что он является частью природы, в отличие от тех, кто думает о человеке как об империи в империи. Это имеет серьезные этические последствия. Во-первых, это означает, что люди лишены свободы. Поскольку ум и события в сознании являются идеями, существующими в каузальной серии идей, которые исходят от Бога, наши действия и наша воля необходимо предопределены, как и другие естественные события. Дух намерен пожелать то или иное по причине, которая определяется другой причиной, и так до бесконечности.
Согласно Спинозе, природа всегда одна и та же, и ее сила действовать везде одинакова. Наши чувства, наша любовь, наш гнев, наша ненависть, наши желания, наша гордость управляются одной и той же необходимостью.
Наши аффекты делятся на активные и пассивные состояния. Когда причина события заключается в нашей собственной природе, точнее, в наших знаниях или адекватных идеях, тогда это является действием. Но когда что-то происходит по неадекватной причине (вне нашей природы), тогда мы пассивны. Поскольку Дух активен или пассивен, Спиноза говорит, что ум увеличивает или уменьшает свою способность быть. Он называет конатусом, своего рода экзистенциальной инерцией, нашу тенденцию упорствовать в бытии.
Свобода – это отвержение злых страстей, тех, которые делают нас пассивными, в пользу радостных страстей, которые делают нас активными и поэтому автономными. Страсти связаны со знанием, идеями, достаточными для хранения человеком. Другими словами, он должен освободиться от нашей зависимости от чувств и воображения, от того, что влияет на нас, и полагаться как можно больше на рациональные способности.
Радость усиливает нашу силу действовать. Все человеческие эмоции, поскольку они являются пассивными, направлены наружу. Пробужденные желаниями и страстями, мы ищем или избегаем тех вещей, которым мы приписываем причину радости или печали.
Путь к свободе
Физические модусы, которые являются биологическими, обладают свойством, отличным от простого протяжения, а именно конатусом («напряжением» или «усилием»), стремлением к самосохранению. Бессознательно биологические моды также обусловлены эмоциями страха и удовольствия действовать определенным образом. Люди как биологические модусы находятся в состоянии рабства, пока они действуют исключительно эмоционально. В части V «Этики» («Свобода человека») Спиноза объясняет, что свобода достигается путем понимания власти эмоций над действиями человека путем рационального принятия вещей и событий, которые он не контролирует, а также путем увеличения своих познаний и совершенствования своего интеллекта. Высшая форма знания состоит из интеллектуальной интуиции вещей в их существовании в качестве модусов и атрибутов вечной субстанции, или Бога. Это соответствует видению мира с точки зрения вечности. Данный вид познания ведет к более глубокому пониманию Бога, который является всеми вещами, и в конечном счете к интеллектуальной любви ко Всевышнему, форме блаженства, составляющей рационально-мистический опыт.
Добродетель и счастье
Добродетель, согласно Спинозе, является путем к счастью. Она заключается в том, чтобы жить, познавая природу. Разум живет согласно конатусу и ищет то, что хорошо для нас. Конечное знание, или знание третьего рода, относится к пониманию сущности вещей, не их временного измерения, но с точки зрения вечности. В конечном счете именно знание Бога приводит к счастью, являющемуся целью человека.
Говоря кратко, «Этика» Спинозы похожа на стоицизм, который утверждает, что мирская суета отвлекает нас, и только фатализм может освободить нас от печали. Мудрый понимает, что является неотъемлемой частью природы, и доволен этим. Он свободен и независим, поскольку, следуя природе, прекрасно гармонирует с ней, познавая Бога.