Анализ стихотворения, пожалуй, один из самых сложных видов литературоведческой деятельности. Это связано со спецификой стихотворения как литературного произведения, ведь оно, порой, отражает очень тонкие и сокровенные чувства и переживания автора, которые достаточно сложно подвергаются холодному структурному анализу. Тем не менее, в литературоведении и в педагогической деятельности есть определенные правила, которые подробно описывают, как делать анализ стихотворения. С учетом этих правил можно составить план-схему, где по пунктам, в определенном порядке указываются основные критерии анализа. Итак, составим схему, четко отвечающую на вопрос, как делать анализ стихотворения?
1. Сначала указывается название стихотворения и его автор, а затем необходимо рассказать о времени появления произведения, об истории его создания, где оно было написано, при каких обстоятельствах и кому посвящено. Любое литературное произведение, и лирическое в том числе, обязательно связано с исторической эпохой, особенностями данного периода развития общества. Поэтому второй пункт схемы вполне закономерен.
2. Отражение в стихотворении эпохи, ее исторических особенностей.
3. Исторический период времени, в который написано произведение, так или иначе, сказывается на его жанровом своеобразии. Поэтому его необходимо охарактеризовать, показав основные литературные течения и направления, близкие автору, и то, как стихотворение было воспринято современниками.
Первые три пункта схемы показывают, как делать анализ стихотворения с точки зрения социально-исторического развития общества, взаимоотношения поэта и общества и жанрового своеобразия произведения.
Следующие пять пунктов схемы отвечают на вопрос: как делать анализ стихотворения с точки зрения его образного мира, а также построения и развития конфликта в произведении.
1. Необходимо пересказать содержание стихотворения, его сюжет.
2. Структура содержания поможет определить тему стихотворения, а также основную мысль автора и проблему, которую он ставит в произведении.
3. В любом поэтическом произведении есть лирический герой или образ, который ни в коем случае нельзя отождествлять с самим автором. Характеристика лирического героя, его чувств, мыслей и ощущений помогает глубже раскрыть и понять поэтический мир произведения.
4. Мироощущение лирического героя влияет на развитие конфликта. В лирическом произведении конфликт, как правило, внутриличностный, который также необходимо определить и охарактеризовать.
5. Наконец, при наличии сюжетной линии в произведении необходимо показать ее развитие, указав на завязку, кульминацию и развязку.
Теперь поговорим о том, как делать анализ стиха, чтобы раскрыть особенности поэтического языка его автора. Это очень непростая задача.
1. Нужно указать на художественные приемы, используемые автором, и их роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.
2. Проанализировать основные выразительные средства языка в стихотворении: поэтические тропы (метафоры, сравнения и т.д.); стилистические фигуры (оксюмороны, риторические вопросы, обращения, восклицания и т.д.). Выявить особенности поэтической лексики и построения предложений.
3. Немаловажную роль в анализе стихотворения играет определение размера стиха. Он создает ритм произведения, его «мелодию» и «звучание».
4. Особенную функцию в стихотворном произведении выполняет рифма. Определение разновидности рифмы по расположению в строфе также входит в анализ поэтического произведения.
Перечислены основные аспекты, которые нужно учитывать при ответе на вопрос, как делать анализ произведения. Вдумчивое глубокое прочтение лирического стихотворения поможет открыть все грани поэтического творчества, удивительную красоту поэзии и индивидуальный стиль поэта.