Сказка «Муха-цокотуха» - плод вдохновения поэта
«Муха-цокотуха», сказка для детей, Корнеем Ивановичем Чуковским (настоящее имя - Николай Васильевич Корнейчуков) была написана в 1923 году. Поначалу Государственный Ученый Совет, вернее его цензурная комиссия, заподозрив детского поэта в сочувствии деревенским мироедам, портрет которых она зорко разглядела в образе рогатых и богатых жуков, запретила издавать произведение. Опубликовало «Мухину свадьбу» (таким было его первоначальное название) издательство «Радуга» только в 1924 году. А современное заглавие изданная в шестой раз популярная сказка получила в 1927 году.
Напомним коротенько незамысловатый сюжет. Некая Муха-цокотуха случайно нашла в поле денежку, решила купить самовар и широко отметить свои именины, пригласив своих братьев по классу – знакомых насекомых. Неожиданно без приглашения ввалился паук и уволок именинницу в свой паучий угол. Никто из гостей не выступил в защиту хозяйки. Но, когда Муха-цокотуха была уже на краю гибели, вдруг откуда-то прилетел Комарик-герой, спас девушку из беды, убив злодея-паука, и предложил ей руку и сердце. Все гости выползли из своих укрытий и опять собрались за праздничным столом, но теперь уже в честь веселой свадьбы Комара и именинницы.
Как вспоминал Корней Иванович Чуковский, «Муха-цокотуха» в августе 1923 появилась на свет в течение одного дня. На него нахлынуло вдохновение под влиянием неожиданного прилива счастья. Это случилось, когда писатель вынужден был по делам приехать с дачи в раскаленный Петроград. Под воздействием эмоций поэт не взбежал, а буквально взлетел в пустовавшую квартиру и, найдя какой-то обрывок бумаги, раздобыв карандаш, принялся быстро набрасывать одну строку за другой веселые стихи о свадьбе мухи, причем сам перевоплотился в жениха.
«Муха-цокотуха» была задумана давно, писатель даже раз десять принимался за наброски, но больше двух строк ни разу не получилось. Но теперь он без усилий исписал весь клочок с обеих сторон, не найдя больше бумаги, сорвал полосу обоев со стены в коридоре и с ощущением бездумного счастья продолжал записывать строки, будто под диктовку.
В сказке отмечают два праздника: свадьбу и именины. Поэт от всей души попировал на обоих. Но как только последние сочиненные строки легли на вконец исписанную бумагу, счастливое беспамятство ушло в одно мгновение, и Чуковский снова обнаружил себя в пустой квартире, безмерно уставшим и голодным, вынужденным оставить дачу и приехать в город для пустяковых и тягостных дел. Когда же мошкара по ходу сказки пустилась в пляс, автор тоже затанцевал, испытывая жуткое неудобство, так как очень трудно было в одно и то же время плясать и записывать. Если бы кто-то наблюдал всю эту картину со стороны, то с удивлением задался бы вопросом о том, что заставило седовласого 42-летнего отца семейства, отягощенного ежедневным трудом, носиться по квартире, притопывая, кружась и подпрыгивая, при этом выкрикивая звучные слова и занося их в корявый свиток пыльных использованных обоев?
Тогда он еще не понимал, что такие внезапные периоды вдохновенного счастья являются по существу возвращением в детство. Осознание этого пришло позже. Чуковский считал, что нельзя быть детским писателем человеку, не умеющему время от времени расставаться с бременем взрослости, выплескиваться из нее, забывая все заботы, досады и превращаясь в сверстника своих читателей, адресатов собственных стихов. К сожалению, приливы ребячьей радости случались нечасто в жизни поэта. По сути, сказка «Муха-цокотуха» – единственное произведение от первого до последнего слова написанное сгоряча, стремительно, в течение одного дня, на волне неожиданного прилива безоблачного детского счастья.