Гений космической живописи Чесли Боунстелл помогает мысленно погрузиться в фантастический мир

За последние полстолетия космические летательные аппараты посетили множество планет и их спутников, а также изучили многочисленные астероиды и кометы. Глядя на изображения с высоким разрешением, мы можем мысленно погрузиться в таинственный мир других планет и увидеть, насколько каждая из них уникальна. Однако значительная часть человечества еще помнит те времена, когда отдаленные звездные системы были неизведанными и казались едва различимыми точками, даже несмотря на мощные телескопы.

Но перед тем как космические зонды и спутники позволили нам рассмотреть пейзажи далеких планет, эти загадочные миры обрели жизнь на полотнах гениального художника-иллюстратора Чесли Боунстелла. После краха фондового рынка в 1929 г. он вернулся в Калифорнию, где среди прочих проектов помогал разрабатывать дизайн моста «Золотые ворота».

Краткая биография

Чесли Боунстелл родился в Сан-Франциско в 1888 г. и пережил землетрясение и пожар, разрушивший город в 1906 г. Талант художника проявился довольно рано. После обучения на факультете архитектуры в Колумбийском университете он помогал отстраивать родной город, а затем переехал в Нью-Йорк, где участвовал в процессе проектирования здания Крайслер-билдинг. Его технические чертежи вспомогательных структур и иллюстрации будущего строения убедили скептиков, что проект технически осуществим и возведение моста стоит монументальных усилий.

В итоге Боунстелл отправился в Лос-Анджелес, где приступил к работе над декорациями и спецэффектами к различным голливудским блокбастерам, включая такие фильмы, как «Гражданин Кейн» и «Горбун из Нотр-Дама». Также он занимался дорисовкой для комбинированной съемки при создании различных научно-фантастических кинокартин.

Первая картина на космическую тематику

Свою первую астрономическую картину Чесли Боунстелл создал в 1905 году. Художник впервые увидел Сатурн через телескоп в обсерватории Сан-Хосе. Это произвело на него неизгладимое впечатление и положило начало дальнейшей творческой работе в этом направлении. К сожалению, картина была уничтожена во время пожара в 1906 году.

Первые впечатления о космосе

В юности Боунстелл наблюдал за полетом кометы Галлея через телескоп в обсерватории. Это событие, произошедшее в 1910 году, еще больше зажгло его интерес к астрономии и космосу. В дальнейшем он смог проявить свой талант в процессе создания первых научно-фантастических фильмов, таких как «Место назначения – Луна» и «Война миров». После Второй мировой войны США начинает предпринимать первые шаги по разработке космических программ. Боунстелл, чьи научно обоснованные изображения других миров уже появлялись в популярных журналах, начал сотрудничать с пионерами ракетостроения Вилли Леем и Вернером фон Брауном. Они работали над серией книг, в которых иллюстрировались будущие космические полеты.

Публикации в научно-популярных журналах

Продолжая свой творческий путь, Боунстелл решил объединить опыт в моделировании, разработке архитектурных проектов и живописи с интересом к астрономии. Он создал серию астрономических пейзажей Сатурна. Художник попытался представить, как выглядит планета, если за ней наблюдать с поверхности нескольких спутников. На главном фото статьи помещено изображение Сатурна с поверхности Титана (в представлении Боунстелла). В процессе создания космических изображений он использовал глиняные модели, собственные познания в живописи и фотографические трюки. Позже эти работы были опубликованы в журнале Life.

Из-за особенностей атмосферы некоторых спутников Сатурна реальные изображения выглядят иначе. Однако работы иллюстратора послужили значительным вкладом в развитие космического изобразительного искусства.

Фильм о художнике

В 2019 г. об «отце современного космического искусства» выходит новый полнометражный документальный фильм под названием Chesley Bonestell: A Brush with the Future («Чесли Боунстелл: столкновение с будущим»). Первый показ фильм пройдет 2 апреля 2019 г. в кинотеатре Национального музея воздухоплавания и астронавтики в Смитсоновском институте (Вашингтон). Один из авторов идеи, сценарист, режиссер и продюсер новой кинокартины – Дуглас М. Стюарт-мл.

История художника будет рассказана главным образом в ходе интервью с людьми, которые вдохновлялись работами великого мастера. В процессе съемок принимали участие такие светила, как Дуглас Трамбалл, который работал над спецэффектами для фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея» (1968 г.), и Дон Дэвис – художник, создавший иллюстрации к серии книг Карла Сагана «Космос» в 1980 году.

Чесли Боунстелл умер в 1986 году, вскоре после того, как увидел комету Галлея во второй раз. Режиссеру документального фильма удалось найти несколько редких кадров с участием художника, а также взять интервью у Рэя Бредберри. Знаменитый автор серии книг «Марсианские хроники» говорит, что Чесли Боунстелл стал примером для подражания. Его работы оказали значительное влияние на развитие научно-фантастического изобразительного искусства. Другие иллюстраторы научно-популярных книг стремятся ему подражать.

Лунные пейзажи

Один из самых ярких моментов фильма – описание создания лунного пейзажа к фильму «2001 год: Космическая Одиссея». Трамбалл смоделировал поверхность Луны, изобразив равнины, покрытые небольшими кратерами и волнообразными холмами. Однако режиссеру Стэнли Кубрику этот замысел не понравился. По его мнению, такой пейзаж не выглядел в достаточной мере инопланетным, и он попросил Трамбалла попробовать что-то изменить. Тогда художник создал иную версию лунной поверхности – со скалистыми горами и остроугольными кратерами. Источником вдохновения для этих иллюстраций послужили картины Боунстелла 1940-х годов.

В коротком интервью 1969 года Боунстеллу задают вопрос о том, что он думает об исторической высадке на Луну пилотируемого космического корабля «Аполлон 11». Художник ответил, что был очень удивлен и разочарован. Поверхность спутника Земли оказалась совершенно не такой, как он себе представлял. Тем не менее некоторые его картины превосходно иллюстрируют пейзажи Юпитера и Сатурна. Фотографии, выполненные со спутников, помещенных на орбиту этих планет, очень напоминают иллюстрации, созданные Боунстеллом. Очень жаль, что художник не дожил до того момента, когда ученым удалось получить изображения поверхности других планет нашей Солнечной системы.

Чесли Боунстелл умер в 1986 году в возрасте 98 лет. В его честь назван астероид и кратер на Марсе. Также иллюстратор был награжден медалью Британского межпланетного общества.

Чесли Боунстелл считается основоположником космического арта. В процессе создания своих работ он опирался на научные открытия и данные. Его картины поражают своей реалистичностью. У зрителя возникает впечатление, будто в космос отправили фотографа, которому удалось запечатлеть инопланетные пейзажи.

А вы знали о творчестве Чесли Боунстелла?