Сахар не так хорош для развития мозга ребенка: как показывают исследования, высокое потребление влияет на память

Новое исследование показало, что ежедневное употребление сахара и напитков, его содержащих, в раннем подростковом возрасте снижает уровень восприятия и запоминании в будущем. Также ученые отметили, что ключом к нарушению памяти могут быть изменения в бактериальном составе кишечника. Все это может происходить из-за избытка сахара.

Сахар действительно может быть вреден

Сахар практически преследует нас на полках любого продуктового магазина, особенно много его в продуктах, которые продаются для детей. Малыши потребляют больше всего добавленного сахара, даже несмотря на опасность диеты с его высоким содержанием. Самыми вероятными последствиями для детского здоровья являются болезни сердца и ожирение, но есть прямая связь также с работой мозга и нарушением памяти. Причем поражение этих функций не проходит с возрастом, а только усугубляется, ставя под угрозу дальнейшую деятельность человека.

Ученым меньше известно о том, как высокое потребление сахара в детстве влияет на развитие мозга, в частности той его области, которая непосредственно отвечает за память. Этот отдел называется гиппокамп, и оказывается, лишний сахар буквально подавляет его. Новое исследование, проведенное профессорами Университета Южной Калифорнии, показало снижение производительности памяти у детей и даже взрослых под воздействием больших доз сахара. Возникали также проблемы с обучением и запоминанием.

При чем тут бактериальный состав кишечника?

Та же группа ученых выяснила, что изменения в бактериальном составе кишечника могут напрямую влиять на нарушение памяти. Подтверждая эту возможность, они обнаружили, что подобные нарушения памяти наблюдались даже тогда, когда бактерии, называемые Parabacteroides, были экспериментально заселены в кишечник животных, которые никогда не потребляли сдадкое. То есть при первом же попадании в кишечник опасных бактерий функции мозга тут же нарушались.

«Сахар в раннем возрасте повышал уровень Parabacteroides, и чем выше он был, тем хуже животные справлялись с задачами на запоминание и интеллект, - сказала Эмили Ноубл, соавтор исследования, - Мы обнаружили, что одних бактерий было достаточно, чтобы ухудшить память так же, как это делает сахар, но они также нарушили другие типы функций памяти». Оказалось, что влияние этих бактерий на деятельность мозга действительно велико.

Сахар детям лучше ограничить

Ученые совместно с ведущими медиками рекомендует ограничивать количество добавленных сахаров у детей до менее 10 % калорий в день. Данные Центра по контролю и профилактике заболеваний показывают, что граждане в возрасте от 9 до 18 лет превышают эту рекомендацию, большая часть калорий приходится на сахаросодержащие напитки. Они постоянно присутствуют в питании, и дети пьют их действительно много. Учитывая роль гиппокампа в различных когнитивных функциях и тот факт, что эта область все еще развивается в позднем подростковом возрасте, исследователи указывают на важность сохранения его здоровья.

Было проведено исследование на молодых крысах, которым давали 11%-й раствор сахара, что равно тем напиткам, которые сегодня так любят дети. Затем ученые ставили перед грызунами простые задачи на запоминание, с которыми они до этого справлялись без проблем. Было выяснено, что особи, потребляющие сахар, не могли выполнять тесты на запоминание, при этом их сверстники, которым не давали сахар, продолжали справляться с ними легко.

Бактерии влияют на память и обучение

Дополнительные анализы показали, что высокое потребление сахара привело к повышению уровня Parabacteroides в кишечном микробиоме - до более чем 100 триллионов микроорганизмов в желудочно-кишечном тракте, а от них зависит здоровье и болезни человека. Чтобы лучше определить механизм, с помощью которого бактерии влияют на память и обучение, исследователи экспериментально увеличили уровни парабактероидов в микробиоме крыс, которые никогда не употребляли сахар.

У этих животных наблюдались нарушения как зависимых, так и независимых от гиппокампа задач памяти. Бактерии сами по себе вызвали некоторый когнитивный дефицит. Те же особи, которым сахар не давали дополнительно, показывали более высокий уровень памяти и интеллекта, как и до эксперимента. Теперь перед наукой стоит вопрос о том, как именно эти популяции бактерий в кишечнике влияют на развитие мозга. Это поможет понять, какая внутренняя среда нужна мозгу для здорового роста.

А вы даете детям сладкое по первому требованию?