«Журналистика 101»: 5 способов обнаружить дезинформацию и перестать делиться ею в Интернете

Мы живем в опасную эпоху, когда Интернет позволяет распространять дезинформацию повсюду, а большинство людей не способны отличить факты от вымысла или, что еще хуже, вообще не имеют желания развить здоровый скептицизм.

Журналисты же, напротив, обучены находить среди тонн новостей правду. В «Журналистике 101» существует пять основных способов, которым может научиться любой, чтобы повысить свою медийную грамотность и навыки проверки фактов.

Как отличить проверенный факт от фейка, слухов и личного мнения

Холодные, неопровержимые факты - это строительные блоки для взвешенных и разумных мнений всех работающих в сфере политики, СМИ и юриспруденции, а то, что ложь многократно повторяется, не означает, что это правда.

Конечно, нельзя ожидать, что средний гражданин будет обладать навыками академического исследователя, журналиста или судьи в определении правдивости заявленного утверждения. Однако любого человека можно обучить некоторым базовым лайфхакам, прежде чем он примет простое утверждение за реальный факт.

Ссылки на источники

На достоверность информации может указывать то, что какой-либо факт подтвержден надежными источниками, такими как независимые основные новостные организации, правительственные веб-сайты и ученые-эксперты.

Поисковые запросы и хэштеги в социальных сетях менее надежны в качестве инструментов проверки, потому что вы можете ловить рыбу в «пузыре» тех, кто разделяет общие интересы, страхи и предрассудки - и, скорее всего, они будут увековечивать мифы и слухи.

Взгляд с другой стороны

Вам нужно вырваться из ваших собственных «пузырей» и тенденции получать доступ только к новостям и взглядам тех, кто согласен с вами, по темам, которые вас интересуют и где вы чувствуете себя наиболее комфортно.

Например, попробуйте сознательно переключаться между различными консервативными и либеральными СМИ, когда в стране происходит что-то важное. Так вы сможете найти общий набор фактов, с которыми согласны обе стороны, помимо пристрастной риторики и лозунгов. И если о чем-то сообщает только одна сторона, это утверждение можно подвергнуть сомнению, а не принимать его за чистую монету.

Скептицизм

Студенты факультета журналистики учатся подходить к утверждениям своих источников со здоровым скептицизмом. Например, если вы берете интервью у кого-то, а он говорит то, что кажется смелым или сомнительным, рекомендуется сделать паузу и спросить, на каких фактах основано это утверждение.

Изучение предыстории и мотивов СМИ

Ключевой навык медиаграмотности - это способность заглядывать за пелену тех, кто хочет нашего внимания - СМИ, влиятельных лиц в социальных сетях и блогеров, чтобы исследовать их пристрастия, спонсорство и бизнес-модели.

Задайте себе несколько ключевых вопросов, например:

  • Кому принадлежит интернет-газета, которую вы читаете, и какие еще коммерческие интересы они имеют?
  • В вашей ленте преобладают новости, созданные одним и тем же юридическим лицом?
  • Почему кому-то нужно быть таким громким или оскорбительным в своем комментарии; свидетельствует ли это об их пренебрежении важными фактами, которые могут противоречить их мнению?
  • Что человек или компания могут получить или потерять, заняв определенную позицию по проблеме, и как это может повлиять на их мнение?

Тот факт, что кто-то поделился новостью дня, не означает, что его факты неверны, но это хороший повод быть еще более скептичным в ваших процессах проверки.

Размышление и проверка перед тем, как поделиться фактом

Мы живем в эпоху мгновенных переизданий. Мы немедленно делимся контентом, который видим в социальных сетях, часто даже не прочитав его полностью, не говоря уже о том, чтобы проверить факты.

Внимательное размышление перед тем, как нажать кнопку «Поделиться», позволит вам спросить себя: «Почему я вообще решил поделиться этим материалом?» Так вы сможете не стать частью проблемы, распространяя дезинформацию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы верите всему, что читаете в Интернете?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.