Учительница первая моя: как понять, что у вашего ребенка хороший учитель и что значит качественное школьное образование сегодня

Ключевая задача современного школьного образования не только дать ребенку необходимый минимум знаний, но и подготовить его к дальнейшей взрослой жизни. Очень многое зависит от личности педагога, который должен не просто владеть своим предметом, но и уметь пробуждать в учениках стремление его изучать. Уже самостоятельно, без наставника. Безусловно, склад ума у всех разный. Юный гуманитарий едва ли будет с упоением решать задачки по высшей математике. Но будет делать все, чтобы любимый учитель был им доволен. Давайте узнаем, как понять, хороший ли у вашего ребенка учитель, а также что собой представляет по-настоящему качественное образование.

Внимание к вопросу

К преимуществам современного школьного образования можно с уверенностью отнести дифференцированный подход. Креатив, нестандартные методы обучения, искренняя любовь детей к преподавателю ценятся гораздо больше, чем строгая диктатура, дисциплина и огромный объем знаний.

Так, Министерство просвещения России вместе с каналом «Россия» и социальной сетью «ВКонтакте» объявили о предстоящем запуске проекта «Классная тема». Это не обычный конкурс на лучшего учителя, а настоящее шоу, задача которого – привлечь внимание к современному образованию.

Принять участие в проекте сможет любой предметник, вне зависимости от региона проживания.

Значение проекта

С одной стороны, победитель получит ценный приз – собственную авторскую программу. Следовательно, педагогам всех школ страны есть к чему стремиться. С другой – яркие креативные учителя, которые отошли от общепринятых стандартов и используют необычные формы подачи учебного материала, способны повысить престиж российского образования. Также такие шоу помогут улучшить представление о профессии, сделать ее более привлекательной для абитуриентов и молодых специалистов.

О проблемах

Не лишено современное образование и некоторых недостатков. В частности, систему выпускных экзаменов ЕГЭ не хвалят даже те, кто с успехом сдает. Выпускник одной из школ Красноярска, Александр Бабин, несмотря на юный возраст, уже стал известен за счет того, что сдал профильный экзамен по математике на сто баллов. Саша стал единственным учеником, добившимся такого высокого показателя. Именно поэтому его мнение о сложностях особенно интересно.

Талантливый ученик отмечает, что условия сдачи экзаменов становятся все хуже и хуже из года в год. По мнению Саши, основной минус системы ЕГЭ – в том, что тестовые вопросы однотипны. Получается, что достаточно заучить правильные ответы и методику решения, чтобы успешно пройти тестирование. Но по факту такая подготовка в реальной жизни окажется бесполезной – даже тот, кто успешно сдал ЕГЭ, не сможет в дальнейшем успешно решать задания другого плана, не похожие на тестовые вопросы.

Саша осуждает одноклассников, которые при подготовке учат не математические законы и формулы как таковые, а сосредоточиваются на том, как решать конкретные задачи тестирования. Вундеркинд уверен: стратегия тупиковая.

Неинтересный подход

Еще одна проблема, которую выделил выпускник, – неинтересное преподавание. Саша говорил о математике, своем любимом предмете, которым он искренне увлечен. Но идею можно смело применить и к другим дисциплинам школьного курса.

Юноша уверен: методика преподавания, когда изначально дают правила и объяснения, только уничтожает стремление к развитию, лишает эффекта открытия. Поскольку в математике (да и в любой другой науке) самое интересное – это возможность самостоятельно найти решение. Увы, в современных школах подобного не хватает. Причин много, одна из основных – банальная нехватка времени. Учителя ограничены строгими рамками программы и просто не имеют возможности позволить детям сделать пусть маленькое, но собственное открытие.

И стремление получать отличные отметки при всей его похвальности само по себе ценности не несет. Гораздо более важно получение удовольствия от решения головоломок или приобретения новых знаний. Не из-под палки, не ради пятерки, а ради самоудовлетворения.

Недостатки учителей

Система ЕГЭ стала причиной того, что учителя вынуждены ограничиваться формальным подходом и готовить класс к тестированию. Самих педагогов оценивают в рамках того, насколько успешно их ученики справились с ЕГЭ. В данных условиях талантливые педагоги вынуждены наступать на горло собственной песни и сосредоточиваться на актуальных потребностях. Науки и предметы лишают интереса, а на уроках основной акцент сделан на подготовке к итоговой аттестации.

Выход для талантливых детей есть – участвовать в Олимпиадах по любимым предметам, тем более что в отдельные престижные вузы поступить только по результатам ЕГЭ не получится. Решая задачи в рамках Олимпиады, ученик получает возможность реализовать свой потенциал и обойти рамки стандартизированного тестирования.

Решение не для всех

Но на подобные мероприятия приглашают исключительно тех, кто проявил себя, продемонстрировал незаурядные способности к конкретной учебной дисциплине. Как же быть тем детям, которые умны, стремятся к знаниями, но не могут похвастаться выдающимися достижениями?

Выход – в педагогическом составе. Среди учителей, которые вынуждены подстраиваться под строгие рамки ЕГЭ, планировать свои уроки так, чтобы подготовить детей к тестированию, есть настоящие таланты, энтузиасты своего дела, которые могут совмещать обязательный минимум и креативный подход.

И именно такие учителя смогут принять участие во всероссийском шоу и показать себя с лучшей стороны.

Хороший учитель – какой он?

Безусловно, каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок получил достойное образование и был подготовлен ко взрослой жизни. Одна из задач школы – профессиональное самоопределение. Поэтому хороший педагог постарается выявить предрасположенность школьника и наставить его на верный путь.

Не все по примеру Саши Бабина разбираются в математике и программировании и хотят связать свою жизнь с этими предметами. Есть дети – талантливые музыканты, писатели, биологи. Если же загонять их таланты в рамки ЕГЭ, интерес к творчеству или науке постепенно сойдет на нет. Да, экзамен будет сдан, но добиться существенных успехов в любимой отрасли ребенок едва ли сможет.

Каждый должен хотеть и любить учиться. Не из страха, не боясь получить плохие оценки и разочаровать родителей или преподавателя. А из интереса, из тяги к познаниям, к саморазвитию. Если учитель не развивает эту тягу, его нельзя назвать хорошим. Пусть даже с отличной сдаваемостью ЕГЭ.

Что в приоритете

Квалификация, высокая категория, огромный опыт и знания, безусловно, важны для хорошего учителя. Но гораздо более значимо стремление делать свою работу не формально, а с желанием приносить пользу. Только так можно стать первоклассным преподавателем.

Во многих школах работают опытные учителя, сильные, умеющие готовить ко всем видам выпускных и вступительных испытаний. Но отнюдь не каждый из них действительно способен изменить будущее своего ученика в лучшую сторону.

Вспомним пример советского, а позднее – российского учителя литературы Евгения Николаевича Ильина, об уроках которого с благодарностью вспоминает несколько поколений школьников. Ильин вкладывал душу в каждое занятие, на его уроках работал каждый. И не из страха, а исключительно поддавшись безусловной харизме педагога, его желанию делиться знаниями, опытом. На одном из открытых уроков Евгения Николаевича присутствовали представители сферы образования, которые пришли в искреннее удивление – настолько дружно и с энтузиазмом дети обсуждали литературных персонажей, пытались понять замысел автора. Никто не отсиживался, каждый получал удовольствие.

На вопрос, как ему это удается, Ильин ответил, что он сам выкладывается полностью. И поэтому находит ответ в сердцах и разумах юных учеников.

Это пример одного из лучших отечественных педагогов, на который должны равняться все.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, какие проблемы и преимущества есть у современного российского образования?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.