Джон Рокфеллер. Деньги и любовь

Что мы знаем о зачинателе клана Рокфеллеров? Мы, разумеется, читали, насколько Джон Рокфеллер был беспощаден в ведении бизнеса. По утвердившемуся мнению, он не был жестким. Он был жестоким. Обычным делом стали рассказы о взорванных нефтяных вышках конкурентов. Так это или не так, мы доподлинно не знаем. Но можно точно сказать, что если Джон и не взрывал нефтяные вышки, то находил другие, более изощренные способы задавить тех, кто стоял у него на пути. И все-таки этот образ, как кажется достаточно реальный, все-таки будет не полным, если не сказать о любви. А Джон Рокфеллер был влюблен. И похоже, был влюблен всю жизнь. Хотя сам, возможно, называл свои чувства к любимой женщине каким-нибудь иным словом.

Из далека долго…

Рокфеллер упорно шел к богатству

Нет, здесь мы говорим, конечно, не о реке Волге, здесь мы говорим о Джоне Рокфеллере-старшем, но суть как раз в том, что его баснословные богатства не взялись вдруг ниоткуда. Джон долго шел к своему состоянию первого долларового миллиардера в мире. Чуть ли не с самого младенчества. Злые языки сообщают, что он уже в раннем детстве покупал в лавке конфеты на вес, чтобы затем удачно перепродать их собственным сестрам поштучно. Но вообще, наличием коммерческой жилки он обязан отцу, а своим редким умением экономить и терпеть (скажем прямо, бытовым скупердяйством) – матушке.

Папа энд мама

У отца и матери Джона – Уильяма и Луизы – было шестеро детей. Джон, кстати, был вторым. Так вот, Уильям был интереснейшим персонажем. Соседи считали его странноватым за то, что он избегал труда. Но не всякого труда, а тяжелого физического. Поработав немного лесорубом, отец Джона стал эдаким торгующим странником. Ходил с места на место и продавал разные снадобья. Ввязывался в рискованные предприятия. При всем этом он все-таки как-то умудрялся сколотить какой-никакой капиталец. Купил участок земли. Предусмотрительно вкладывал деньги в разные предприятия. И… торговался с Джоном, покупая у того какие-нибудь услуги, с детства приучая сына к коммерции. Вспоминая об этом, Рокфеллер потом говорил, что отец буквально натаскивал его на богатство. А что мать? А мать вынуждена была вести хозяйство самостоятельно ввиду частых отлучек мужа. Она стоически переносила и сами отлучки, и разговоры о его супружеских изменах. Именно благодаря ей Джон рано научился жесткой экономии, когда этого требовали обстоятельства.

Парень не промах

Однако и сам Джон, судя по всему, был парень не промах. Видимо, родители не только учили его всякому полезному в их понимании, но и передали ему некие хитрые коммерческие гены. Ну вот смотрите… Он с малолетства помогал по хозяйству. Причем не только матери. Например, помогал соседям выкапывать картошку. Не за бесплатно. Еще выкармливал домашнюю птицу на продажу. Завел себе настоящую бухгалтерскую книгу и все тщательно в ней фиксировал. Заработанное не транжирил. Копил. И уже в тринадцатилетнем возрасте умудрился ссудить соседскому фермеру пятьдесят долларов под проценты – 7,5 годовых. Согласитесь, это задатки.

Учись с умом

Образование давалось Джону с трудом. То есть звезд с неба он не хватал. Но тем ценнее успехи. За счет усидчивости, терпения и большого усердия окончив школу, он поступил было в кливлендский колледж, где преподавали основы коммерции и бухгалтерию. Однако быстро сообразил, что вполне хватит трехмесячных бухгалтерских курсов. А в коммерции к тому времени он разбирался вряд ли хуже, чем преподаватели в колледже. И надо сказать, об этом своем решении Джон ни разу после не пожалел.

Истоки богатства

Рокфеллер строил империю с младых ногтей

Да, основатель клана Рокфеллеров не прогадал. Он недолго проработал бухгалтером в одной из компаний. Потом не сошелся с владельцами в уровне оплаты своего труда и… В общем, это было в первый и в последний раз, когда Джон работал «на дядю». Далее он, вложив своих восемьсот и заняв у отца под проценты тысячу двести долларов, стал младшим партнером в фирме Джона Морриса «Кларк и Рочестер». Компания была торговой. Продавали сено, зерно и мясо. И как раз началась гражданская война. Федералам потребовались услуги по снабжению армии. Джон умудрился очаровать хозяина одного из банков. Фирме дали кредит, и она включилась в выгодную деятельность. Но это, конечно, еще не то. Это лишь истоки. Главным стала нефть.

«Я люблю нефть…»

Рокфеллер предугадал нефтяной бум

У Джона было чутье. Когда в середине девятнадцатого века в Штатах стали входить в моду керосиновые лампы, он что-то учуял. Скорее всего, будущие миллионы. Да еще как раз в это самое время он познакомился с перспективным химиком по имени Самуэль Эндрюс. И в это же время прошла информация об открытии месторождения нефти. Короче говоря, Джон и Самуэль вместе все с тем же хозяином «Кларка и Рочестера» основывают на паритетных принципах компанию «Эндрюс и Кларк». И тут же основывают в Кливленде нефтеперерабатывающий завод. А уже в 1870 году была основана знаменитая «Стандарт Ойл». Джону Рокфеллеру был тридцать один год.

Монополист-родоначальник

Можно долго рассказывать о том, как благодаря талантам Рокфеллера «Стандарт Ойл» заняла практически монопольное положение на нефтяном рынке США. Применялись самые разные схемы. Например, на первых порах Джон посчитал, что вместо заработной платы людям надо давать акции компании, что должно привести к большей отдаче, поскольку работники будут заинтересованы в процветании компании. Но главное не в этом. Главное в том, что он, увидев слабость в организации нефтяного бизнеса в стране, воспользовался этим, скупая мелкие и средние нефтяные компании на корню. Плюс он договорился с транспортниками. В результате его нефть перевозилась железной дорогой по десять центов за бочку при обычной цене тридцать пять центов. И с разницы он тоже умудрялся получать прибыль. Конкуренты никак не могли ему сопротивляться. У них было два пути: разорение или слияние со «Стандарт Ойл». Уже через десять лет он владел 95 процентами американской нефтедобычи. А когда началась борьба с монополиями, Джон просто разбил компанию на тридцать четыре мелких, которые контролировал. Эксперты утверждают, что все серьезные нефтяные компании США – детище «Стандарт Ойл». О методах, которыми Рокфеллер сколачивал богатство, лучше всего говорит его прозвище: Мефистофель из Кливленда.

«Владелец заводов, газет, пароходов»

Рокфеллер владел и дарил

Это правда. Джон Рокфеллер владел не только «Стандарт Ойл». В его хозяйстве были железнодорожные и сталелитейные компании, пароходства, фирмы, торгующие недвижимостью, даже апельсиновые рощи. Но главное, конечно, нефть и… банки. Девять банков.

Влюбленный баптист

Рокфеллер натаскивал сына на деньги

И вот при всем при этом Джону было не чуждо, как говорится, ничто человеческое. Во-первых, он был очень набожен. И с юности отдавал десятину на церковь. Баптистскую церковь. Между прочим, в 1905 году эта самая десятина потянула ни много ни мало сто миллионов долларов. Во-вторых, Джон (только не смейтесь!) был филантропом.

Штаб-квартира ООН на деньгах Рокфеллера

Его стараниями, например, был основан Чикагский университет, Университет имени Рокфеллера, даже штаб-квартира ООН обосновалась в Нью-Йорке благодаря его финансовым вливаниям. Говорят, что в конце жизни Джон отдал на филантропию около пятисот миллионов долларов. Но это не помешало ему оставить четыреста шестьдесят миллионов долларов в наследство сыну. И все-таки главной в его жизни была Лаура - жена. И дети.

Итак, она звалась Лаура…

Рокфеллер души не чаял в супруге

Со своей будущей женой Лаурой Джон познакомился еще в школе. Девушка была из достаточно зажиточной семьи. И была очень набожной. Вообще, была чудо какой благопристойной. Их отношения заключались в совместных посещениях церковных служб, чтениях и музицировании. Кроме всего прочего, Лаура была очень практична. Девушка считала, например, что создавать семью можно лишь на прочном финансовом фундаменте. И вообще, как пишут различные биографы, характером была очень похожа на мать Джона. Возможно, именно это и сыграло главную роль в том, что он влюбился и сделал все от него зависящее, чтобы обеспечить ту самую финансовую основу, которая требовалась для создания семьи.

Семейная крепость

Рокфеллер любил деньги, жену и детей

И снова, как и при выборе трехмесячных бухгалтерских курсов вместо колледжа, Джон не прогадал. На этот раз в семейной жизни. Для Лауры главными были семья и церковь, Джон добавлял к этому бизнес. И он, и она очень любили детей и заботились о них как должно. Рокфеллер души не чаял в своей супруге. И не раз говорил, что если бы не она с ее строгими жизненными установками, он никогда не стал бы так богат. А богат он был невероятно. Журнал «Форбс» в 2007 году пересчитал состояние Рокфеллера на современный эквивалент. И вышло, что Джон сколотил триста восемнадцать миллиардов. И все равно главным была семья. Жена и четверо детей. Три девочки и мальчик. Джон и Лаура прожили вместе более полувека. Под конец она тяжело болела. А оставивший дела Джон не отходил от ее постели.

РОкфеллер не дожил двух лет до столетия

Он пережил ее на двадцать два года и умер в 1937-м, не дотянув два года до собственного столетнего юбилея.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.