Страдают все: стремительное изменение климата влияет и на аромат французского вина

Потепление климата только на первый взгляд кажется желанным для обывателя событием. Зимы станут, мягче, лето теплее. Глядишь, скоро заколосятся средь Русской равнины банановые рощи между кисельных берегов. Но, на само деле, будут меняться вещи, которые кажутся незыблемыми, о трансформации и исчезновении которых мы даже не помышляем.

Европейцы первыми столкнулись с видимыми изменениями на бытовом уровне. Шутка ли: французские вина, столетиями считавшиеся эталонными, на глазах меняют свои свойства. Если вы жаркий поклонник «Бургундского», запасайтесь валидолом. Совсем скоро вы можете не почувствовать привычного аромата и вкуса. Оказывается, с подобными проблемами виноделы Франции уже сталкивались 500 лет назад.

С точки зрения науки

Бургундия – важнейший винодельческий регион мира, расположенный на востоке Франции. Вина местных марок на равных борются со знаменитым «Бордо». Однако резкое потепление климата грозит перекроить винную карту Европы. Если раньше виноград собирали в самом конце сентября и начале октября, то последние 30 лет график сбора урожая постепенно смещается в сторону лета. В противном случае ягода наберет слишком много сладости.

Ученых Университета Британской Колумбии заинтересовала историческая сторона вопроса. А как раньше обстояли дела у виноделов? Были подняты множества архивов вплоть до времен темного средневековья. Город Бон, где некогда правили герцоги Бургундии, считается неофициальной столицей Бургундских вин. Здесь сохранились записи заседаний городского совета начиная с 1354 года. На их основании, а также ряде других документов, специалистами составлена хронология местного виноделия.

Горячее лето 1540-го

Оказалось, нынешняя ситуация отнюдь не уникальная. За прошедшие столетия не раз наблюдались природные аномалии. Правда, они были не регулярными, а спонтанными. Например, лето 1540 года выдалось особенно знойным на покрытых виноградниками холмах Бургундии. По словам летописцев, терпеть жару было «почти невыносимо». Причем тепло было по всей Европе. В Альпийских горах стремительно таяли ледники, чьи языки отваливались и сползали в долины. От Испании до Польши бушевали лесные пожары.

А что же виноград? Он засыхал и превращался в изюм прямо на лозе, задолго до привычного срока сбора урожая. Когда виноделы опомнились, было уже поздно. Да и что сделаешь против природы? Те гроздья, которые спасли, накопили слишком много сахара. Вино получилось излишне сладким, густым, а винных дрожжей было так мало, что оно было практически безалкогольным.

Когда аномалия становится нормой

Тщательный анализ показал, что процессы, которые были экстраординарными на протяжении 700 лет, сегодня становятся нормой. Благо, на стороне фермеров технический прогресс, поэтому с помощью труда и науки пока удается поддерживать привычное качество вин. Но сбор урожая приходится проводить все раньше и раньше.

График уже сдвинулся на 2 недели от привычного. Последние годы участились вторжения теплых масс с Сахары, температура порою достигает несвойственных для Франции 40 °С. Что будет происходить с индустрией на этом фоне дальше, остается только гадать. Ученые фиксируют реакцию винограда на увеличение температуры. И эта реакция меняет само вино.

Не просто напиток, а часть культуры

Виноделие для Бургундии занимает особе место. Оно встроено в ткань культурных традиций, вокруг него вращается местная жизнь. Сорта Шардоне, Пино Нуар столетиями приспосабливались к устоявшемуся микроклимату. Но он стал меняться быстрее, чем успевают эволюционировать растения.

Местные виноделы как свои пять пальцев знают стадии роста: от внешнего вида виноградных лоз весной, до жирного блеска, сладости и аромата виноградин, готовых к превращению в вино. Это знание имеет решающее значение. Если ягоды греются под солнцем слишком долго, избыток сахара приведет к уменьшению необходимой крепости напитка, а кислоты, ответственные за характерный вкус и послевкусие, начнут расщепляться. В итоге получится виноградный сок, а не «Бургундское».

Напротив, если поторопиться со сбором урожая, ягода будет недозрелой. В ней обнаружится нехватка определенных компонентов, душистых веществ, влияющих на цвет и аромат.

От масштаба виноградника до масштабов Европы

Многие хозяйства веками ведут наблюдения, составляют свою личную статистику. Эта информация стала для ученых настоящим кладом. По ней можно отследить не только изменения в жизнедеятельности отдельной культуры, но и проанализировать колебания климата в масштабах европейского континента.

Особенно тщательно фермеры фиксировали дату сбора урожая каждый год. По ней с высокой точностью можно высчитать температуру воздуха, окружавшего виноградник в течение вегетационного периода. При теплой весне и жарком лете ягоды созревают раньше, и наоборот. Исследователи климата собрали информацию и из других источников. Например, подсчитав годовые кольца деревьев и длину ледников в Альпах.

Что выяснили ученые

На основании базы данных сделан вывод, что климат в Центральной Европе в период средневековья (примерно с 900 до 1300 года) был достаточно теплым. Затем средние температуры начали понемногу снижаться, пока не начался Малый ледниковый период. Он продлился с 15 по 19 век.

Также выяснилось, что на протяжении 700 лет наблюдались скачкообразные изменения температур: то теплее, то холоднее. Но в целом они держались в границах средних значений. Аномальные годы вроде 1540-го в целом на статистику никак не влияли.

В 80-х годах 20 века все изменилось. Начался постепенный, временами также скачкообразный, но неумолимый подъем средних значений температур. Только за прошедшие 16 лет восемь раз устанавливался рекорд самого раннего сбора урожая винограда в истории наблюдений.

Ситуация беспрецедентная

Именно так характеризует нынешнюю обстановку выдающийся винодел Обер де Виллен, содиректор легендарной компании Domaine de la Romanée-Conti. Опыт, накопленный специалистом с 1965 года, последние 3 десятилетия испытывается на прочность. Выращивать виноград и в конечном итоге делать вино приходится по-другому. «Колебания климата последнее время значимее, чем когда-либо прежде», - сетует господин де Виллен.

Еще один специалист, Натали Удин, делает Шардоне из виноградников, которыми ее семья владела десятилетиями. «Раньше урожай собирался на день рождения моего отца– 28 сентября. Но нынче уборочная заканчивается на 2-3 недели раньше, чем когда мой дедушка приступал к заготовке вина», - говорит она.

«Спасая вино спасаем планету»

Под таким девизом работают сегодня бок о бок ученые и аграрии. Совместные усилия помогают не только справляться с вызовами, но даже улучшать качества вин. Обер де Виллен утверждает, что специалистам удается одновременно избегать усыхания лозы и получать выдающиеся купажи Бургундских вин. И это на фоне рекордной 45-градусной жары, установившейся летом в ряде регионов Франции.

Местные виноделы пока справляются с климатической нагрузкой, но на будущее не загадывают. Их коллеги в долине Гаронны в регионе Бордо столкнулись с выгоранием листьев на лозе. В результате перегруженные солнцем плоды засохли. Пострадали многие виноградники.

Жан-Марк Туазар, винный ученый из французского Национального института сельскохозяйственных исследований предполагает, что в недалеком будущем эта участь может постичь и более северную Бургундию. Остается только надеяться, что мы не останемся без любимых марок вин, и специалисты сделают все возможное и невозможное.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы любите французские вина?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.