Регулирование цен вызвало проблемы с закупкой продуктов и поставками

Ситуация с наполнением полок определенной группой товаров лишний раз доказывает, что искусственное вмешательство в ценообразование в условиях рыночной экономики приводит к перекосам на потребительском рынке. Не успел президент потребовать ограничить цены на растительное масло и сахар, как эти продукты стали исчезать из мелкой розницы.

Кто прошлое помянет…

Многим наверняка помнится выступление В.В. Путина перед Новым годом, где он сетовал на взрывной рост стоимости важной для экономики России и жизни россиян товарной номенклатуры, в частности, сахара и подсолнечного масла. Мол, цены выросли необоснованно, народ ропщет.

Почему именно этим продуктам уделено пристальное внимание? Во-первых, в нашей стране это товары из группы первой необходимости. Их покупают все. Более дешевых альтернатив им не существует.

Во-вторых, производство сахара и выращивание подсолнечника входят в традиционную, наиболее массовую и прибыльную сферу российского сельского хозяйства. Поспорить с этими секторами могут разве что выращивание пшеницы, кормовой кукурузы и приснопамятной гречихи.

В-третьих, есть подозрения насчет картельного сговора. Особенно на фоне того, что годом ранее сахар стоил очень дешево и не приносил прибыли предприятиям и фермерам. Цены на растительное масло также были стабильными и вполне умеренными.

Надо что-то делать

Мы уже привыкли к чудесам на виражах ставшей культовой благодаря любви миллионов россиян гречке. Эта крупа периодически становится дефицитной, с завидной регулярностью вызывая ажиотаж в торговых сетях.

Правительству только не хватало, чтобы и другие стратегически важные продукты перешли в ранг раздражителей общественного мнения. Надо что-то делать. Рыночные механизмы ценообразования внезапно перестали работать, конкуренция испарилась, поддавливают санкции и идея импортозамещения.

Принято стратегическое решение заключить сделку между основными участниками производственной и торговой цепочки. От фермеров, сахарных и маслозаводов до крупных торговых сетей. Вот только мелкий и средний ритейл в дело не позвали. Да и как это сделать практически?

В результате начали пустеть полки с маслом и сахаром магазинов шаговой доступности, представляющих малый бизнес. Владельцы торговых точек вынуждены либо смириться с ситуацией, либо закупать партии товаров по гораздо более высоким ценам, а значит, заведомо неконкурентным.

Ценовой локомотив

По итогам 2020 года Росстат самым подорожавшим продуктом признал сахар-песок, который еще годом ранее не знали куда девать и сбрасывали по демпинговым ценам. В рознице он стоил чуть менее 30 рублей. Однако за истекшие 12 месяцев он прибавил по официальной версии в цене 64,56%.

Подсолнечное масло за это время подорожало на четверть. Хотя поход в обычный магазин показывает, что и того больше. Далее следуют яйца (15%) и макаронные изделия (12%). Остальные популярные продукты – хлеб, рыба, масло сливочное, крупы, мясо красное и белое – подорожали примерно на 8%. В комплексе продукты выросли в цене на 7,21%, что втрое больше прошлого года (2,75%).

То есть, локомотивами разгона цен служат именно подсолнечное масло и сахар. Тем более учитывая масштабы их потребления.

Что происходит

Правительство, вспомнив о своих обязанностях следить за экономикой, решило как-то сбавить накал, хотя бы временно. В декабре уже прошедшего 2020-го Минпромторг, Минсельхоз, крупнейшие торговые сети и производители заключили джентльменское соглашение по предельным розничным и отпускным ценам.

Заводы, участвующие в соглашении, обязуются отпускать сахар по 36 рублей за килограмм, а масло растительное по 95 рублей за литр. Крупная розница выставляет на полках товар по 46 и 110 рублей соответственно. Но ключевой момент заключается в том, что договоренности действуют до конца I квартала 2021 года.

То есть ситуация складывается следующим образом. Ажиотаж на рынке способствует тому, что цены на масло и сахар можно еще поднять, а значит, получить больше прибыли. Поэтому заинтересованным компаниям выгодно попридержать часть продукции.

В это время частные магазины и небольшие сети тоже хотят продавать прибыльный товар. Но их ожидал большой сюрприз. Производственные фирмы соглашение заключили не со всеми участниками российского рынка, а с конкретными продавцами. Именно на торговые сети, участвующие в договоренности, распространяется фиксированная цена.

Так как мелкие лавочники в договоре не фигурируют, они вынуждены заказывать сахар и масло по рыночным ценам. Когда дистрибуторы заявили об этом, магазины поспешили обратиться непосредственно к заводам-производителям. Но и здесь их ожидало разочарование. Крупные предприятия якобы не хотят возиться с мелким оптом и сосредоточены на обслуживании крупных сетей. А если хотите, приезжайте на закупки на Кубань или Орловщину сами из Тюмени, Вологды, Иркутска и забирайте товар.

В результате в магазинах шаговой доступности вышеописанные продукты первой необходимости либо дорожают, либо исчезают с полок. Второй вариант распространен шире, ибо продавцу нет выгоды закупать заведомо неконкурентоспособный товар, если в населенном пункте есть льготные торговцы.

Что делать

По словам Дмитрия Шадрина, главы координационного совета Союза независимых сетей России, проблема регулирования цен действительно существует. Производители снимают с себя всяческую вину, не без основания утверждая, что работают в рамках утвержденных на уровне президента договоренностей.

Но скорее всего, правительство обратит внимание на складывающуюся ситуацию, и соглашение придется корректировать. А может, и не обратит, дожидаясь окончания первого квартала, прежде чем делать выводы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы заметили подорожание продуктов? На сколько процентов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.