Спрос на молоко: объемы ввоза цельномолочных продуктов бьют рекорды в России

Продуктовое эмбарго, введенное в 2014 году российским правительством, было направлено на стимуляцию развития отечественных производителей продуктов питания. Однако 6 лет спустя отмечен рекордный ввоз молочной продукции в Россию из других стран.

Неумолимая статистика

В Национальном союзе производителей молока, более известном как "Союзмолоко", бьют тревогу. Импорт "молочки" по итогам 2020-го побил все рекорды, несмотря на действующее эмбарго.

Если в 2014-м были импортированы 126 000 т сливочного масла, 321 000 т сыров и 80 700 т кефира, то ушедший год превысил эти показатели в среднем на 10%.

Специалисты отмечают, что согласно статистическим данным, ввоз масла сливочного по сравнению с прошлым годом прирос на 7% (до 129 000 т), творога с сырами на 14% (316 000 т), кисломолочных продуктов и цельного молока на 16% (442 000 т).

Рука помощи

Безусловным рекордсменом по импорту многие годы остается Республика Беларусь. Руководство братской страны вовремя модернизировало молочную отрасль и, пользуясь особым положением, наращивает поставки в Россию.

По данным "Союзмолока", на крохотную в масштабах Российской Федерации республику приходится импорт 87,3% молока и питьевых продуктов на его основе, 84% творога и сыра, а также 60,5% масла сливочного. Таким образом, молочная продукция является важным источником поступления валюты, за которую впоследствии идут расчеты по поставкам газа и нефти. Подобное сотрудничество взаимовыгодно, но составляет заметную конкуренцию отечественным аграриям и молокозаводам.

Есть еще поставки из стран дальнего зарубежья, не вошедших в санкционный список. Они не значительны, но представляют собой продукцию высокого качества. Среди них выделяется Новая Зеландия. Конечно, с далекой страны сырое молоко в больших объемах никто не возит, зато масло и сыры составляют существенную долю в импорте.

Хороший пример заразителен

В свою очередь, российские бизнесмены по примеру Беларуси нарастили экспорт в Узбекистан и Казахстан. В 2019 году он превысил 20 000 т. Немного, но это только начало.

Наблюдается своеобразный взаимозачет – белорусы насыщают молоком приграничные, западные области России, что позволяет отечественным производителям с юга, Поволжья и Приуралья переориентировать часть продукции на восток и в Среднюю Азию. А экспорт – это валюта.

Переформатирование рынка

Увеличение импорта на определенные товарные группы объясняется вовсе не стагнацией молочной отрасли в России. Она развивается не очень стремительно, но, все же, поступательно. Например, в 2019 году прирост составил 4-4,5%.

Секрет кроется в перераспределении товаров. Российским компаниям становится все менее и менее выгодно поставлять на рынок сырой продукт: молоко, кефир, ряженку, сметану. Гораздо эффективнее из молочных продуктов изготавливать товары с высокой добавленной стоимостью.

Также переформатирование рынков связно с ситуацией с сухим молоком. До 2019 года безоговорочным лидером по поставкам этого продукта была Беларусь. Но затем власти республики нашли рынки сбыта в дальнем зарубежье, где цены выше.

В результате в России обозначился дефицит сухого молока. Эту выгодную нишу поспешили заполнить отечественные компании. Производство сухих молочных продуктов российскими предприятиями возросло на 20%.

Почему вырос импорт

Что в итоге? Переориентировав поставки сухого молока в другие страны, белорусы сами отдали часть российского рынка. Отчасти это связано с политикой Кремля, введшего строгие фитосанитарные нормы в рамках электронной ветеринарной сертификации "Меркурий".

Белорусские партнеры посчитали это завуалированной попыткой выдавливания конкурентов и очередной "молочной войной", поэтому стали посматривать по сторонам в поисках новых потребителей. Как результат – поставки сухого обезжиренного и сухого цельного молока сократились на 35% и 29% соответственно.

Российские производители, в свою очередь, воспользовались подарком и переориентировали значительную часть мощностей на выпуск СОМ и СЦМ. Оно долго хранится, легко транспортируется, поэтому всегда пользуется спросом и имеет добавленную стоимость выше, чем у сырого молока.

Но так как санкционную политику никто не отменял, а производство молока имеет конкретные объемы, которые из воздуха не нарастишь, на отечественном рынке образовался некоторый дефицит недорогой продукции повседневного потребления. Многие эксперты отметили дефицит молочных жиров из-за политики борьбы с фальсификатом. Свою лепту внес и коронавирус, подстегнув спрос.

Но свято место пусто не бывает. Свободные ниши поспешили заполнить импортеры. Естественно, проще всего это сделать белорусским производителям, находящимся рядом. Они выпускают молока гораздо больше, чем требуется на внутреннем рынке.

Таким образом, импорт молочных продуктов действительно увеличился. Но вызвано это не проблемами отечественной отрасли, а особенностями логистики и ценообразования.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы обращаете внимание при покупке, кем произведены молочные продукты?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Как правило в основном в России большинство потребителей кисломолочной продукции ориентируются не на ёё производителе, а на цене. Чем она ниже, тем большим спросом продукт пользуется. И это касается не только молока, кефира и т.д. А всего ассортимента выпускаемых продукции, товаров и услуг.
Картинка
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.