Девятая планета: астрономы ищут следы суперземли в нашей Солнечной системе новым методом

Первые гипотезы о наличии Девятой планеты в Солнечной системе появились еще в 2014 году. Но с тех пор астрономы так и не нашли доказательств ее существования. Теперь ученые пытаются отыскать следы суперземли с помощью новой методики. Она помогает улавливать орбитальные следы даже в самых отдаленных и темных углах космоса.

Исследование ученых из Йельского университета

Именно обнаружением орбитальных следов Девятой планеты сейчас занимаются Малена Райс и и Грегори Лафлин. Это астрономы из Йельского университета, которые придумали новую методику анализа космического пространства. Для этого они оценивают тысячи изображений, получаемых на мощных телескопах. Затем компьютер собирает со снимков рассеянный свет и определяет орбитальные пути для тех космических объектов, о существовании которых мы пока не знаем.

"Другим способом обнаружить Девятую планету пока нельзя, - рассказывает Малена Райс, ведущий автор нового исследования, опубликованного в The Planetary Science Journal. - Это тусклый космический объект, который практически не источает свет".

Девятая планета может располагаться в разы дальше Плутона

О наличии Девятой планеты впервые заговорили в 2014 году, когда астрономы заметили небольшие скопления ледяных объектов в поясе Койпера, который находится за орбитой Нептуна. Ученые заинтересовались этим феноменом, предположив, что их притяжение мог вызвать крупная, но очень тусклая планета, движущаяся по широкой траектории.

Газовые гиганты, удаленные от Земли на огромное расстояние, можно увидеть в телескопах благодаря отраженному свету, падающему на их поверхность. Но Девятая планета удалена от Солнца так далеко, что свет туда практически не проникает. Поэтому и увидеть ее невозможно. Ожидается, что она может находиться в 12-23 раза дальше, чем Плутон.

Велик шанс, что Девятой планеты не существует. Но если ее удастся обнаружить, она может стать так называемой суперземлей. По словам Лафлина, это газовый гигант, который в 5-10 раз больше нашей планеты.

«Но загадывать заранее нельзя. Это область космоса, которая почти не исследована», - сказал Лафлин.

Метод смещения и суммирования

Как обнаружить объект, если он не отражает солнечный свет? Для это Райс и Лафлин придумали новый метод, который назвали "смещения и суммирования". Они перемещают объектив космического телескопа по заранее определенному набору орбитальных траекторий. Они делают снимки, а затем складывают сотни этих изображений вместе, пытаясь отыскать хотя бы крупицы отраженного света.

И время от времени астрономам удается обнаружить следы движущегося объекта. Он достаточно крупный, поэтому им может быть и астероид, и планета.

"В прошлом метод смещения и суммирования использовался для открытия новых спутников Солнечной системы, - рассказывает Малена Райс. - Теперь же мы впервые пытаемся отыскать космический объект, существование которого является гипотезой".

Ученые тестируют новую методику, но девятую планету пока отыскать не могут

Перед поиском Девятой планеты астрономы протестировали свой метод, доказав его успешность. Они отыскали сигналы трех известных транснептуновых объектов. Затем ученые провели поиск во внешней Солнечной системе, чтобы отыскать доказательства существования Девятой планеты. Но обнаружить ее пока не удалось. Зато Райс и Лафлин нашли 17 потенциальных космических объектов, расположенных в пределах пояса Койпера.

"Если мы сможем доказать реальность хотя бы одного из этих объектов, мы можем начать более детальные поиски Девятой планеты", - рассказывает Райс.

Астрономы надеются доказать, что состоятельность их метода смещения и суммирования. В будущем именно с его помощью ученые смогут масштабно исследовать внешнюю часть Солнечной системы, которая до сих пор плохо изучена.

А вы верите в существование Девятой планеты?