Льды постепенно тают на СМП. Есть точная дата - когда их совсем не станет

У глобального потепления могут быть не только отрицательные, но и положительные последствия. Правда, они весьма немногочисленные. России они тоже касаются. К числу положительных последствий можно причислить открывающийся Северный морской путь. У ученых нет никаких сомнений в том, что в скором времени он будет доступен для судоходной навигации круглый год.

Что уже произошло

Повышение температуры в Арктике идет быстрее, чем в целом на планете, открывая больше возможностей для судоходства. Теперь арктические моря раньше очищаются ото льда. Например, в прибрежной зоне и в центральных районах морей это происходит раньше на 20–25 дней. Образование нового ледового покрова начинается позже на 10-20 дней. Это увеличивает период навигации без использования ледоколов примерно на полтора месяца.

Параллельно с этим уменьшилась и общая площадь льдов. Если в 70–80-е годы 20 века свободной ото льда была треть территории Северного морского пути, то в последние 10 лет это уже 2/3 поверхности. Разумеется, снижается и толщина льда, что облегчает прохождение атомных ледоколов. Теперь стало возможным использовать почти все стандартные водные маршруты. Такая ситуация в настоящее время развивается в конце июля, а в более суровом Восточно-Сибирском море – в средних числах августа.

При этом в начале сентября маршрут практически полностью свободен ото льда. Так, в Карском и Чукотском морях в этот период без льдов 90 процентов поверхности воды, в море Лаптевых – 75 %, а в Восточно-Сибирском море – 60 %.

Как сообщает агентство "Прайм", об этом рассказали в Росгидромете.

Где еще возникают трудности с мореплаванием

Из-за неоднородного распределения льдов в отдельных районах ситуация может ухудшаться. Препятствовать движению судна могут языки тяжелых льдов, наличие полей сплоченного льда и ледовых пятен. Хуже всего ситуация на востоке Восточно-Сибирского моря и в районе пролива Вилькицкого. В 1983 году именно в этом районе было буквально раздавлено льдами судно "Нина Сагайдак".

Какой прогноз делают ученые

В соответствии с современными климатическими моделями, Северный морской путь будет в скором времени свободен ото льда, что позволит к 2050 году осуществлять навигацию (без предварительной очистки ледоколами) в течение практически всего года. Данный транспортный коридор повысит значимость России на международной арене и создаст конкуренцию Суэцкому каналу.

Сейчас в зимний период грузы из Восточной Азии в Европу доставляются только через Суэцкий канал. Путь, например, из Шанхая в Роттердам составляет 10 500 морских миль (примерно 19,5 тыс. км). Если следовать по Северному морскому пути, это расстояние составит 8 000 морских миль (около 15 тыс. км). Это сократит не только время на доставку грузов, но и горючее. А это приведет к уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу. Только на пути из Шанхая в Роттердам выбросы сократятся на 5,1 млн тонн при перевозке 1 млрд грузов.

Использование вместо Суэцкого канала Северного морского пути уменьшит выбросы СО2 на 23%. Если в качестве топлива будут использовать сжиженный природный газ, выбросы сократятся на 38%.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, чем грозит северным морям глобальное потепление?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.