Марс скрывает под своей поверхностью древний океан. Новое исследование обнаружило большое количество воды, скрытое на планете

С Марсом всегда было связано много загадок. Самыми главными из них являются две: наличие или отсутствие жизни на Марсе в прошлые эпохи и причины исчезновения воды. И если по поводу жизни мы пока знаем немного, то в отношении воды ученые продвинулись существенно дальше. Так, новое исследование позволило ответить на вопрос: куда девалась знаменитая марсианская вода?

Какие гипотезы были у ученых

В течение десятилетий лучшие умы планеты размышляли о том, куда делось огромное количество воды, ранее существовавшее на этой планете. Ведь на Марсе были обнаружены следы древних водных резервуаров, но самой воды ученые там не нашли. Правда, небольшое ее количество и сейчас может быть в составе марсианского льда на полюсах, однако ее там совсем не много.

Ранее считалось, что атмосфера Марса постепенно уходила в открытый космос, туда же уходила и испаренная вода. Однако эта гипотеза не дает исчерпывающего объяснения существующим данным о былых запасах воды на «красной» планете.

К какому выводу пришли ученые теперь

Согласно результатам нового исследования, которое было проведено при поддержке НАСА, значительная часть жидкости осталась на этой планете, но уже в составе пород. Надо сказать, что полевых исследований ученые, конечно, не проводили. Все результаты были получены с помощью моделирования и на основе имеющихся данных. Были рассмотрены модели, количественно определяющие общий объем воды на Марсе в различных ее формах. Также были проанализированы данные о составе марсианской атмосферы и земной коры. В ходе исследования было обнаружено, что одной утечкой из атмосферы невозможно объяснить имеющиеся у исследователей данные.

По мнению ученых, атмосферная утечка сыграла свою роль, однако значительная часть жидкости была связана с минералами, образовав гидратированную структуру, что привело к сокращению количества жидкой воды. Ключевым, по мнению ученых, стал процесс выветривания горных пород, что привело, в частности, к появлению содержащих связанную воду глин. Данный процесс имеет место и на Земле. Однако, в отличие от нее, на Марсе практически нет вулканизма, который способен возвращать захваченную породами воду назад в атмосферу. Таким образом, цикл оказался незамкнутым, что привело к постепенной перекачке жидкой воды с поверхности «красной» планеты в ее недра.

Этот процесс шел длительно и завершился давно. Назад вода уже не поступала.

А что было раньше

Исследователи пришли к выводу, что 4 миллиарда лет назад на Марсе было столько жидкой воды, что она могла бы покрыть эту планету слоем, толщиной от 100 до 1500 м. Теперь же от 30 до 99 процентов ее сосредоточено в марсианской коре, в составе минералов.

А вы считаете данное объяснение ученых исчерпывающим?