Астронавт Джессика Меир рассказала о жизни в космосе и о том, как виртуальная реальность может помочь в космических миссиях

Технологии виртуальной и дополненной реальности постепенно проникают в жизнь людей, охватывая вполне привычные бытовые сферы. Системы VR давно используются в играх, а сегодня их успешно внедряют в сервисы интернет-торговли, туристические услуги и обучающие платформы.

Но виртуальная реальность может стать и отличным дополнением для исследовательских миссий в космосе, а также для популяризации данной тематики в целом. В частности, этим занимаются создатели проекта Space Explorers, Феликс Лаженесс и Пол Рафаэль. Их студия представила серию документальных фильмов о виртуальной реальности и ее возможностях с точки зрения отражения космоса.

Подробнее о жизни в космосе и о влиянии виртуальной реальности на космические миссии рассказала Джессика Меир, астронавт НАСА.

Особый «взгляд» камеры

Меир является участником фильма Space Explorers, который был посвящен жизни на МКС. На станции много камер и космонавты большую часть времени чувствуют себя как под микроскопом. При этом Лаженесс и Рафаэль использовали VR камеру формата 8K с измененными тепловыми и электромагнитными свойствами.

Как отмечает Джессика, она привыкла к камерам на МКС, но аппаратура для виртуальной реальности все же дала особый опыт съемки. Стоит отметить, что она провела на станции 205 дней, и большую часть этого времени находилась в процессе записи фильма. Причем сама VR-аппаратура достаточно габаритна по сравнению с обычными компактными камерами, что могло доставлять неудобства.

Ценный контент

Процесс съемок в основном фиксировал разговоры на фоне характерной обстановки МКС. Меир отмечает, что беседы были посвящены самым разным темам, в том числе обычным историям из жизни. Многое не вошло в готовый фильм, но в любом случае весь отснятый материал очень ценится командой Space Explorers.

Полученный контент представляет ценность и как образовательный материал, который поможет будущим астронавтам лучше готовиться к космическим миссиям. Технологии VR могут сыграть ключевую роль в понимании на первый взгляд мелких, но на практике решающих аспектов жизни в условиях микрогравитации.

Джессика указывает на разницу между тренировочными комплексами и реальными условиями МКС с ее особым пространством и обстановкой. По ее мнению, система VR вполне может минимизировать этот разрыв, приблизив обучающихся курсантов к ощущению настоящей космической станции.

Выход за пределы

В ближайшем будущем проект Space Explorers планируется расширить за пределы МКС. Модифицированная камера будет в течение нескольких дней работать в открытом космосе на внешнем манипуляторе Canadarm2. Как утверждается, это может быть первый раз, когда Землю будет снимать камера сверхвысокой четкости с панорамой без каких-либо препятствий. В рамках этой части проекта планируется провести прогулку с космонавтами в течение 6,5 часа с момента их выхода до завершения работ.

Ограничения VR

К сожалению, при многих преимуществах технологии виртуальной реальности не могут передать все нюансы пребывания в условиях невесомости. Меир особенно выделяет влияние отсутствия гравитации на мозг. У нее большой опыт взаимодействия с имитационными средствами, которые воссоздают условия невесомости на Земле, однако, по ее мнению, они не могут передать тех ощущений, которые происходят с космонавтами на МКС.

Адаптация к невесомости

Джессика говорит, что даже простые вещи наподобие употребления еды в невесомости требуют привыкания. Также она сравнивает эти ощущения с состоянием новорожденного, которому приходится познавать мир вокруг себя. Например, простое действие с предметом нельзя выполнить так, как это делается на Земле. Нельзя просто оставить вещь на поверхности – ее нужно пристегнуть, чтобы не потерять.

Люди с рождения живут в условиях действующей гравитации. Вся их последующая жизнь связана с земными правилами действия физички вещей, однако в космосе все иначе. Астронавт должен не просто принять ряд фактов относительно действия невесомости. Он должен заново отработать навыки и рефлексы. Грубо говоря, первое время происходит кардинальная перестройка мозга с точки зрения реакций на окружающую среду.

Будущее космического телеприсутствия

Ощущение пребывания на МКС хотя бы частично может дать фильм о виртуальной реальности. Астронавты имеют возможность в реальном времени почувствовать это с помощью эффекта телеприсутствия.

Специалисты НАСА давно разрабатывают средства, которые могли бы обеспечить подобные ощущения в разных направлениях восприятия и осязаемости. Например, ученые и медики участвовали в подготовке экспериментов организации с ультразвуком. Технологии виртуальной реальности могли бы их дополнить, делая ощущение присутствия в космосе более правдоподобным.

Психологический инструмент

По мнению Меир, средства VR могут выступать и как инструменты психологической поддержки. Люди на Земле применяют виртуальную реальность для перемещения в космос, а команда МКС, напротив, может «возвращаться» домой.

В НАСА уже проводили эксперименты, оценивавшие подобную практику с точки зрения применения в длительных миссиях, которые психологически тяжело переносить.

Создавался специальный контент, с помощью которого астронавты могли путешествовать по разным живописным местам, выбирая наиболее подходящие условия. Параллельно могли включаться и записи с голосами близких людей, что усиливало ощущение родного дома. Более совершенные технологии представления трехмерного мира с имитацией реальности могли бы оказать мощное психологическое воздействие с пользой для тех, кто месяцами находится вдали от Земли. Подобные инструменты будут еще более актуальны в будущем, когда люди вплотную приступят к проектам колонизации далеких планет наподобие Марса и Венеры.

Проект Space Explorers в этом смысле может рассматриваться как начало более длительной программы, над которой будут работать и другие участники, специалисты по космосу, ученые и энтузиасты-предприниматели. Один из ближайших шагов в развитии концепции сращивания космоса и технологий VR может быть сделан на Луне. Уже в текущем десятилетии намечено несколько миссий на спутник с участием астронавтов, где также могут применяться инструменты виртуальной и дополненной реальности.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А на какую планету вы бы хотели отправиться с помощью виртуальной реальности?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.