Вулканы Марса все еще могут быть активными. Было обнаружено таинственное темное месторождение, доказывающее это (фото)

Вулканическая активность на Марсе давно закончилась, но ученые по наличию серной кислоты, степени зашлакованности кратеров и другим признакам, предсказывают, что извержения на планете еще будут. Помимо вулканов, изливающих раскаленную лаву, на снимках Марса ученые видят грязевые вулканы, которые могут извергать отложения, состоящие из органических веществ.

Вулканические процессы на Марсе длились гораздо дольше, чем на Венере, Земле или Луне. Вулканизм проходил в двух обширных регионах, он мог повлиять на зарождение и гибель жизни на планете, и, несмотря на затишье, извержения возможны.

Вулканы Марса могут быть активными

Марс когда-то был горячей точкой вулканической активности - примерно 3-4 миллиарда лет назад. Группа ученых теперь подозревает, что вулканы Красной планеты все еще могут быть активными, после обнаружения свидетельств недавнего извержения, которое произошло в течение последних 50 тысяч лет. Это открытие может иметь значение в поиске признаков микробной жизни на планете.

Ученый-исследователь Института планетарных наук (PSI) Дэвид Хорват является ведущим автором статьи "Доказательства геологически недавнего взрывного вулканизма в Элизиуме Планития на Марсе", которая была опубликована в журнале "Икар".

В статье приводится информация о "таинственном темном отложении, охватывающим площадь, немного большую, чем Вашингтон, округ Колумбия" в области Элизиум Планития. Оно представляет собой тонкий слой пепла и породы и расположено вдоль трещины.

Данные и фотографии с космических аппаратов Марса

Команда использовала данные и фотографии Марса из космоса, чтобы поддержать идею о вулканическом происхождении этих отложений, хотя есть вопросы о том, как именно они возникли. "Поддержание магмы вблизи поверхности Марса без связанных с этим потоков лавы было бы затруднительно, а следовательно для создания этого извержения, вероятно, потребуется более глубокий магматический источник", - сказал Хорват.

Имеются признаки более мелких извержений

Исследователи видели признаки более мелких извержений, датируемых примерно тремя миллионами лет назад, но это новое пятно значительно меняет временную шкалу. Хотя период в 50 000 лет может показаться не совсем недавним с точки зрения человека, Хорват рассматривает это в перспективе: "Если бы мы сжали геологическую историю Марса в один день, это произошло бы в самую последнюю секунду".

Связь между сейсмической активностью и движением магмы под поверхностью

Insight собирает данные о марс-землетрясениях, пара из которых произошла в том же регионе, что и возможное место извержения, носящее название Cerberus Fossae. Возможно, существует связь между сейсмической активностью и движением магмы под поверхностью планеты.

"Все это имеет значение для одного из наших самых больших вопросов о планете Марс. Была ли она пригодна для жизни? Восходящая магма и ледяной субстрат этого региона взаимодействовали между собой, и это могло обеспечить благоприятные условия для микробов. Это повышает вероятность пригодности этого региона для жизни", - сказал Хорват.

Планета Марс полна научных сюрпризов

Марс полон научных сюрпризов, и это не первое предположение о том, что Красная планета может скрывать какие-то вулканические секреты. В статье, опубликованной в 2019 году, предполагалось, что скрытое озеро под южной ледяной шапкой планеты может нагреваться подземной магматической камерой.

На фоне землетрясений и потенциальной вулканической активности Марс может быть более оживленным местом, чем кажется. "Все эти данные, похоже, рассказывают одну и ту же историю, - сообщил соавтор Джефф Эндрюс-Ханна в заявлении Университета Аризоны. – Марс жив, просто пока спит".

Как считаете, извержения вулканов на Марсе возможны?