Астрономы впервые обнаружили мини-луну вокруг далекой экзопланеты

Если взглянуть на небо в телескоп с Земли, мы увидим четкие очертания Луны - единственного спутника нашей планеты. Но задумывались ли вы о том, как она выглядела в момент своего зарождения? Ученые выдвинули много гипотез, которые могли бы объяснить причины и этапы появления Луны. Теперь они могут получить весомые доказательства. Астрономы впервые обнаружили диск, который образует спутник вокруг экзопланеты.

Первый диск, образующий луну на далекой планете

Снимок сумели сделать ученые из Европейской Южной обсерватории. На нем изображен лунный диск, который только находится на первичном этапе своего формирования. Спутник образуется вокруг экзопланеты, похожей на Юпитер. Она располагается на расстоянии 400 световых лет от Земли. Наблюдая за ней, ученые могут лучше процесс формирования Луны.

В данный момент околопланетный диск окружает экзопланету PDS 70c. Предполагается, что он полностью состоит из пыли и газа. Их масса настолько велика, что из нее можно сформировать три разных спутника размером с нашу Луну. Снимок сумели запечатлеть с помощью огромного субмиллиметрового телескопа, расположенного в обсерватории в Чили.

"Наша главная задача - получить наиболее четкие изображения диска, - рассказывает Мириам Бенисти, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Astrophysical Journal Letters. - Изучив его, мы сможем понять, как формируются планетарные спутники. На полученном снимке астрономы впервые смогли определить четкую взаимосвязь диска с планетой. Также мы сумели ограничить его размер, массу и состав".

Снимок поможет ученым понять, как зарождаются и формируются планеты

Ученым еще предстоит подробнее изучить снимок. Также команда Мириам Бенисти планирует получить и другие изображения лунного диска. Результаты исследования помогут астрономам лучше понять принцип формирования планет. Раньше у человечества не было наглядного примера. Ученые могли только предполагать, строя гипотезы на основании наблюдений за Землей и другими планетами Солнечной системы. Теперь же через телескопы можно смотреть за формированием спутников практически в "прямом эфире".

Команда Мириам Бенисти предполагает, что планеты формируются в околозвездных дисках, состоящих из пыли и газа. Как и звезды, планеты тоже могут получить свой околопланетный диск. Пыль и газ для его формирования они получают от столкновения с другими космическими объектами. Когда материал собирается вместе, он и образует спутники.

Мощные телескопы в будущем помогут подробнее запечатлеть этот процесс

Впрочем, формирование Земли и Луны до сих пор окутано множеством загадок. "Грубо говоря, мы до сих пор не знаем, как образуются планеты и спутники", - говорит соавтор исследования Стефано Факкини.

На данный момент астрономы обнаружили более 4000 экзопланет в космосе. Но PDS 70c - особенно интересное открытие. Это молодой гигант, который только начинает формироваться. Поэтому у него еще и нет спутника, кроме запечатленного лунного диска. "Иными словами, это планета-подросток, - добавляет Факкини. - И мы с помощью телескопа можем наблюдать за ее взрослением".

В будущем, когда наука продвинется вперед, астрономы надеются лучше рассмотреть процессы, которые проходят в системе, где располагается PDS 70c. В этом ей помогут новые мощные телескопы, которые планируют установить в обсерватории Чили. Возможно, через несколько лет астрономы смогут увидеть и запечатлеть настоящее рождение экзопланеты и ее спутников.

А вы любите астрономию? Хотели бы вы больше узнать о процессе образования спутников?