Сила воли – ключ к улучшению памяти и обучаемости: исследователи раскрывают механизм

В последнее время все более важной темой в образовании и психологии становится активное или добровольное обучение. Именно так происходит модуляция внимания, мотивации и когнитивного контроля, что делает процесс намного более эффективным. Следовательно, память улучшается, если человек проявляет силу воли и сам стремится к знаниям. Ранее физиологические процессы, лежащие в основе этой связи, были идентифицированы только в мозгу мышей, теперь же их существование у людей тоже подтверждено.

Уникальные исследования

Международная группа исследователей во главе с профессором ICREA Полом Вершуре из лаборатории SPECS Института биоинженерии Каталонии (IBEC) и профессором Николаем Аксмахером из отделения нейропсихологии Рурского университета в Бохуме (Германия) впервые определили у людей механизм, ответственный за это явление. Ключ кроется в колебаниях тета-волн, генерируемых гиппокампом человеческого мозга, когда именно мозг контролирует процесс обучения.

Был проведен эксперимент на пациентах с эпилепсией. Им было предложено окунуться в виртуальную реальность, где они перемещались по квадратной дорожке и смотрели на разные объекты. После их попросили вспомнить, что именно они видели. При этом одни участники могли свободно контролировать свои движения, а другие — нет. Выяснилось, что вторые не могут запоминать рассредоточенные объекты в виртуальной среде.

Изучая электрофизиологическую активность гиппокампа и проверяя распознавание объектов в конце эксперимента, исследователи смогли убедиться в важности активного обучения для каждого из участников. У испытуемых, у которых была возможность осуществлять активную навигацию, было выявлено усиление тета-колебаний. Это сделало обучение и запоминание более эффективными. Кроме того, произошло разделение функций памяти: одна часть кодировала информацию, другая — извлекала ранее сохраненные данные. Это называется «реактивацией памяти».

Движение, сила воли и память тесно связаны

Действительно, субъекты, которые могли свободно перемещаться по виртуальной среде, продвигали код тета-фазы, который способствовал фиксации и извлечению информации. Точно такой же механизм действовал в предыдущих исследованиях с грызунами. Практическое применение этого открытия обширно и глубоко. Идентификация этих двух разных моментов в тета-колебаниях может облегчить конкретные вмешательства.

Если ученые научатся манипулировать колебаниями, можно будет менять у людей травматические воспоминания или усилить воспоминания, утраченные из-за амнезии или нейродегенеративных заболеваний. Кроме того, открытие имеет большое значение в области образования, поскольку эмпирически подтверждает, что такие элементы, как мотивация, когнитивный контроль и способность принимать решения самостоятельно, являются ключевыми для эффективного обучения.

Значение открытия для человечества

«Значение этого открытия огромно, - говорит Пол Вершуре, профессор ICREA и один из авторов исследования. - Нам удалось достичь результата после более чем 20 лет исследований, и полученные выводы очевидны. Тот факт, что сила воли является ключом к интеграции информации в память, дает нам аргументы в пользу того, что если мы превратим людей в пассивных субъектов, их обучение будет хуже».

Способность людей принимать решения самостоятельно определяет их успехи в обучении. Сила воли и свобода передвижения могут повысить возможности памяти, и наоборот, ограничение этих функций снижает коэффициент памяти. Теперь ученым предстоит выяснить, как можно управлять этими процессами во благо людей.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к результатам исследования?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.