Демонстрация первого видеомагнитофона состоялась 14 марта 1956 года в Чикаго. Показ своего детища устроили сотрудники фирмы Ampex Чарльз Гинзберг, Чарльз Андерсон и Рэй Долби.
Как можно судить по фотографиям того времени, это было устройство довольно внушительных размеров. Стоило оно дорого. Но все эти недостатки, не смогли остановить победное движение видеотехнологий и развитие телевидения.
На смену кинопленке
Как известно, до начала 50-х годов запись видеоизображений с дальнейшей демонстрацией делалась на кинопленке. В эти же годы произошел скачок в развитии телевидения. Потребовались новые технические возможности, которые позволяли бы делать записи различных популярных шоу, чтобы в дальнейшем поклонники передач могли их самостоятельно смотреть у себя дома в любое время.
До появления видеоформата в истории телевидения использовался диктофон. Он был разработан специально для нужд телестудий и запущен в производство американской фирмой Ampex, основанной еще в 1943 году русским иммигрантом Александром Михайловичем Понятовым. С именем этого человека существует некая путаница. Во многих источниках указывается Александр Матвеевич Понятов. При этом речь идет об одном и том же человеке.
В названии фирмы использовалась аббревиатура. Первые три буквы - это А.М.Понятов. Окончание образовано от слова excellence. Оно означало для бывшего полковника царской армии «ваше превосходительство».
Первые видео только для профессионального использования
Первый видеомагнитофон, как уже отмечалось, был внушительных размеров и предназначался для применения на телестудиях. Тогда еще не шло речи о потребительском рынке и прибылях. Это был аппарат, весивший около тонны. Его цена была сравнима со средней ценой автомобиля.
Конкуренции у фирмы Ampex в то время не было. Техническая новинка пользовалась невероятным спросом. Успех был так велик, что даже сам процесс видеозаписи в то время называли ампексированием.
Что сказал Хрущев
В 1958 году в Москве прошла выставка технических достижений, на которой присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. Увидев в записи свою частную встречу с послом США, Хрущев тут же понял преимущества видеомагнитофона и немедленно приказал разработать подобную "игрушку".
Поэтому в 1958 году было принято постановление ЦК о разработке собственных видеомагнитофонов, ни в чем не уступающих иностранным аналогам.
Так появились две научно-творческие группы в Москве и Ленинграде, которые занимались разработкой советского видеомагнитофона. В те времена люди умели работать на энтузиазме, быстро двигаясь к намеченной цели.
Уже 24 декабря 1959 года Госкомиссия приняла первый опытный образец видеомагнитофона КМЗИ-4.
Этот день считается датой рождения отечественной видеозаписи. Выпуск первых видеомагнитофонов был приурочен к визиту президента Дуайта Эйзенхауэра. Но встреча сорвалась по политическим мотивам. Разработки для правительства были переданы на телевидение для практического применения.
Так в шестидесятых годах началась эра вещания с магнитной ленты.
История видеомагнитофонов в СССР и за рубежом
Семидесятые годы прошлого века стали настоящим прорывом в области массового производства видеомагнитофонов. В СССР выпустили несколько серий подобных новинок типа "Кадр", "Рамка".
В США фирма Ampex, работая над улучшением технологий для профессиональной студии звукозаписи, уступила лидерство в производстве другим компаниям.
Лидерами на потребительском рынке домашних видео стали Sony и Philips, которые с семидесятых годов приступили к выпуску компактных кассет для видеомагнитофонов. В восьмидесятые годы домашние видеомагнитофоны заполонили потребительские рынки, но уже в девяностые годы уступили место другой технической новинке - DVD.
В массовой культуре
Если раньше в Советском Союзе судили о жизни за границей по рассказам командировочных и по привезенным журналам, то видеофильмы давали больше информации о жизни в других странах.
На Новосибирском заводе точного машиностроения было организовано серийное производство видеомагнитофонов «Кадр-1».
Всего было произведено 160 аппаратов. Впоследствии была придумана модель «Кадр-3ПМ», которая позволяла записывать и монтировать цветные телепередачи. Эта модель выпускалась заводом почти 20 лет.
Несмотря на громоздкость и сложность управления, эти видеомагнитофоны применялись на телестудиях СССР до конца 1970-х годов, так давали очень хорошее качество записей и гарантировали их сохранность.
Цифровые кассетные видеомагнитофоны все еще используются
На некоторых телестудиях до сих пор используются цифровые кассетные видеомагнитофоны, такие как Betacam SX, DVCAM и другие, а также видеокамеры этих форматов.
Но технический прогресс берет свое. Видеозапись на магнитный носитель быстро вытесняется камерами с твердотельными накопителями SxS или других типов, позволяющими оперативно переносить данные в приемную станцию нелинейного монтажа и быстро транслировать в Интернете.
Видеомонтаж, выдача и хранение данных происходят при помощи видеосерверов без применения видеомагнитофонов. Однако видеозапись на магнитную ленту считается более надежной, чем запись на жесткий диск или твердотельную память.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание