80 лет считалось, что на фото изображен другой человек: внучка узнала дедушку

Некоторое время назад в министерство культуры Кировской области поступило необычное письмо из Республики Казахстан. В этом послании Арна Смагулова, проживающая в Алма-Ате, утверждала, что на одном из фото фонда Кировского краеведческого музея изображен вовсе не тот боец, имя которого указано в подписи.

Ошибка в описании

Снимок, о котором шла речь в письме, был размещен на российском портале экспонатов музеев «Госкаталог». Зайдя на этот портал, Арна Смагулова обнаружила фото и ошибку в описании к нему. В письме женщина уверяла, что на снимке известного военкора Д. Ф. Онохина изображен ее дедушка - Кетиков Дуйсенгали, а не Эдуард Ульницан, как это было указано в подписи.

Что за снимок

На фото, о котором идет речь, изображен красноармеец восточной внешности с автоматом, со снисходительной улыбкой охраняющий плененного немца. Дата съемки этого фото — 1942 год, а место — станция Погостье Ленинградской области.

В качестве подписи под снимком на сайте «Военный альбом» значится:

"Командир отделения 201-й отдельной мотострелковой разведывательной роты 311-й стрелковой дивизии сержант Эдуард Антонович Ульницан (прирожденный следопыт и охотник из-под г. Улан-Удэ), вооруженный пистолетом-пулеметом системы Дегтярева (ППД), охраняет плененного в деревне Погостье немецкого солдата".

Затруднительная ситуация и доказательства

Разумеется, письмо Арны Смагуловой сразу же привлекло внимание работников музея. Возникла затруднительная ситуация. Как же узнать, кто на самом деле изображен на фото, сделанном почти 80 лет назад?

В доказательство своей правоты Арна Смагулова представила экспертам точно такое же фото с ее дедушкой и пленным, хранившееся у них в семье со времен ВОВ. Помимо этого снимка Арна показала работникам музея несколько других фото 201 мотострелковой роты 311 дивизии, на которых также можно было увидеть ее деда.

Одна из представленных женщиной фотографий ранее вообще была неизвестна. Этот снимок Д. Ф. Онохина не входил в коллекцию ни одного из музеев.

Чтобы выяснить правду, работники Кировского краеведческого музея провели специальную экспертизу. В результате исследований было установлено, что на всех представленных Арной Смагуловой фото изображен один и тот же человек - Кетиков Дуйсенгали. Таким образом, ошибка была исправлена.

До сих пор под грифом «секретно»: как могла произойти ошибка

После проведенного работниками музея расследования выяснилось, что в 201 мотострелковой роте 311 дивизии в 1942 году служили оба бойца — и Кетиков Дуйсенгали, и Эдуард Ульницан. Причем оба они выбыли из строя именно в этом году. Эдуард Ульницан погиб 3 марта под станцией Погостье. Кетиков Дуйсенгали в декабре 1942 г. пропал без вести.

Подробностей об этих воинах, к сожалению, не сохранились. Все документы разведки 311 дивизии до сих пор хранятся под грифом «секретно». В 1942 году военный корреспондент Д. Ф. Онохин вместе с 311 дивизией попал в окружение под станцией Погостье, где и было сделано фото.

Видимо, гораздо позднее, уже в мирное время, события тех дней стерлись из памяти журналиста. Чтобы выяснить, кто изображен на фото, он написал письма бывшим военным 201 мотострелковой роты. В полученном им списке была и фамилия Кетикова. Но, видимо, за давностью лет фамилии обоих бойцов в памяти журналиста слились в одну. В описании под снимком была поставлена другая фамилия.

Погостье

Из-за секретности историкам с большим трудом удалось установить, что на самом деле происходило у станции Погостье в то время, когда советские воины пытались прорвать блокаду Ленинграда.

Линия фронта тогда проходила по железнодорожной насыпи Мга – Кириши. Всю зиму 1942 года здесь велись изнурительные бои. Перед самым Новым годом 311 дивизия перешла насыпь у станции Погостье и оказалась в тылу врага. В последующем бойцам целый месяц пришлось побыть партизанами. Корреспондент Онохин весь январь фиксировал на пленку боевые действия и бойцов, просушивая готовые фото на спине под рубашкой.

Январская стужа и скудный паек в конечном итоге сделали свое дело – бойцы сильно ослабли. Окруженцы съели всех лошадей. Лишь в конце января дивизия начала выходить к своим. Железнодорожная насыпь была преодолена бойцами с огромным трудом.

Едва не погиб, выходя из окружения, и сам корреспондент Онохин:

«Преодолев железнодорожную насыпь, – писал Даниил Онохин, – я окончательно выдохся и упал, не добежав до леса. Пытался ползти – не хватало сил: билось от перегрузок сердце, и рюкзак с фотопринадлежностями на спине становился для меня непосильным грузом».

Онохину повезло, поскольку рядом проходила повозка с единственной не съеденной бойцами лошадью. Но многие воины так и остались лежать в снегу под станцией Погостье навсегда.

«С ужасом вспоминаю о зимних боях 1942 года под Погостьем», – признался в мемуарах командующий 54-й армией И. И. Федюнинский, отдававший приказы 311-й дивизии.

Никто не забыт

По словам Арны Сагуловой, помимо ее деда участниками ВОВ были еще четверо братьев Кетиковых. Все они являлись уроженцами Семипалатинской области и все во время войны пропали без вести. Таким образом, факт установления личности Кетикова Дуйсенгали на военной фотографии стал для семьи огромным событием.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Считаете ли вы, что мы всегда должны помнить о подвиге, совершенном советскими бойцами в ВОВ?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.